Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Противопоказания

1.Неврологические синдромы:

  • Детский церебральный паралич;
  • Нарушения после черепно-мозговых травм и инфекционных болезней ЦНС (например, энцефалитов, нейросифилиса и т.д.);
  • Травмы спинного мозга;
  • Врожденные нарушения работы ЦНС;
  • Плекситы (воспаление нервных сплетений – солнечного и др.);
  • Радикулиты.
  • Нарушения осанки;
  • Сколиоз;
  • Пороки развития рук или ног;
  • Состояния после ампутации рук или ног;
  • Контрактуры суставов, мышц и сухожилий;
  • Параличи и парезы;
  • Нарушения работы опорно-двигательного аппарата вследствие поражений ЦНС различного генеза (например, после черепно-мозговых травм, полиомиелита, энцефалитов и т.д.);
  • Дисплазия тазобедренного сустава;
  • Остеохондроз;
  • Артрозы;
  • Дистрофия мышц.
  • Синдром Дауна;
  • Синдром Ретта.
  • Поражение зрения и слуха;
  • Нарушения походки и равновесия любого происхождения;
  • Нарушение зрительно-двигательной координации движений;
  • Расстройства чувствительной интеграции;
  • Нарушения или задержка психомоторного развития (в том числе речевые расстройства);
  • Неврозы;
  • Шизофрения;
  • Депрессия;
  • Умственная отсталость;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • Эмоциональные расстройства;
  • Аутизм;
  • Неспособность находиться в социуме;
  • Девиантное поведение.

Помимо этого,

  • Рассеянный склероз;
  • Постинсультные осложнения;
  • Постинфарктные состояния;
  • Состояния после черепно-мозговых травм;
  • Алкогольная и наркотическая зависимости;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата (например, параличи, остеохондроз, артроз и др.), возникающие на фоне неврологических или ортопедических нарушений.

Также в некоторых случаях иппотерапию рекомендуют применять в комплексном лечении хронического

, бронхиальной

и заболеваний сердечно-сосудистой системы, поскольку езда на лошади активизирует работу дыхательной системы,

и сосудов, создавая эффект интенсивной тренировки, но без возможных негативных последствий последней.

Иппотерапия противопоказана и не может проводиться ни при каких обстоятельствах при наличии у взрослого или ребенка следующих состояний или заболеваний:

  • Аллергические реакции на шерсть, пот, запах лошади или на сенную пыльцу в шерсти;
  • Острый период любых инфекционных заболеваний;
  • Открытые раны, пролежни или порезы;
  • Безудержный страх перед лошадью;
  • Отслойка сетчатки;
  • Повышенное внутриглазное давление;
  • Состояния после операций (в течение 3 месяцев после хирургического вмешательства);
  • Переломы костей (заниматься иппотерапией можно не ранее, чем через 6 месяцев после заживления перелома позвоночника, 3 месяца после перелома рук или ног);
  • Вывих бедра;
  • Болезнь Пертеса;
  • Нестабильность шейных позвонков (С1-С2);
  • Сколиоз поясничного отдела позвоночника (L1-L2);
  • Острый период болезни Шейермана;
  • Форма болезни Шейермана, охватывающая поясничный отдел позвоночника;
  • Сколиоз 3 – 4 степеней;
  • Склонность к дископатии;
  • Смыкание позвонков более 5 мм;
  • Деформирующий спондилоартроз;
  • Некроз костей (острая фаза заболевания);
  • Мышечная слабость;
  • Острые фазы мышечной дистрофии;
  • Гемофилия;
  • Острый период психических расстройств;
  • Ожирение 3 – 4 степеней;
  • Остеомаляция (размягчение костей);
  • Ломкость костей.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Помимо указанных абсолютных противопоказаний, имеются и относительные. При их наличии рекомендуется воздерживаться от иппотерапии, но при необходимости ее проведение возможно.

Чаще всего борются с такими заболеваниями, как ДЦП и различными нарушениями опорно-двигательной системы, а также аутизмом.

Еще к показаниям относят:

  • Сколиоз 1,2 степени или иные нарушения позвоночника;
  • Различные нарушения суставов;
  • Синдром Дауна;
  • Полиомиелит;
  • Неврозы и иные заболевания нервной системы;
  • Нарушения слуха;
  • Нарушения зрения;
  • Нарушения речи;
  • Сбои работы органов чувств;
  • Инсульты;
  • Склероз;
  • Избыточный вес;
  • Задержка умственного и физического развития.

Иногда взрослым людям с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы назначают иппотерапию в комплексе с другими видами лечения. Занятия на лошади создают эффект интенсивной тренировки, но в то же время, являются очень щадящими, что исключает побочные реакции и опасность перенапряжения при данных заболеваниях. Также иногда иппотерапию используют при лечении алкоголизма и наркотической зависимости.

Известно, что во время войн лечили лошадьми. Получив травму в бою, ускоряли реабилитацию с помощью езды на лошади и, надо сказать, добивались успехов.

А случай с девушкой, больной полиомиелитом, и излечившейся с помощью иппотерапии, произвел настоящий фурор. Она не просто выздоровела после 9 лет занятий, но и получила серебряную медаль на параолимпийских играх.

Но как у каждого вида лечения, у иппотерапии имеются некоторые противопоказания. К ним относят:

  • Эпилепсию;
  • Тяжелые формы заболеваний нервной системы;
  • Аллергию на шерсть лошади;
  • Остеопороз (повышенная ломкость костей);
  • Остеомиелит (инфекционное воспаление костной ткани);
  • Гемофилию;
  • Сколиоз 3,4 степени.

Как и в случаях исцеления другими животными, например собаками или дельфинами, страх перед лошадью к противопоказаниям не относят. Инструктор должен помочь найти человеку контакт с четвероногим доктором.

Зачем нужна реабилитация в пожилом и старческом возрасте

Благодаря стремительному промышленному прогрессу, демографическая ситуация в XX веке сложилась так, что доля людей пожилого и преклонного возраста неуклонно растет. Статистика ООН говорит о следующем: в 1950 г. количество людей в возрасте от 60 лет и старше в мире составляло 214 млн. человек, ещё через 25 лет эта цифра выросла до 350 млн.

Тенденция «старения» населения Земли связана с увеличением продолжительности жизни. Меняется и понимание того, что такое пожилой возраст: 50-летний человек, которого в прошлом веке посчитали бы глубоким стариком, для нас не является таковым и зачастую сам не воспринимает себя так, продолжая вести активную жизнь.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Однако, несмотря на бытовой комфорт и все достижения медицины, организм с возрастом всё равно меняется – ослабевает, накапливает токсины, изнашивается. В пожилом возрасте люди склонны к болезням позвоночника, артрозам и артритам, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, из-за которых можно потерять подвижность и способность обслуживать самого себя. Человеку преклонного возраста грозит беспомощность, одиночество и довольно безрадостное существование, поэтому он часто нуждается в реабилитации.

В 1982 г. в Вене состоялась Всемирная ассамблея ООН по программам старения, на которой был выработан план мероприятий по улучшению качества жизни и здоровья людей пожилого возраста. Во многих странах мира разрабатываются и внедряются национальные программы по реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов.

Прогресс в области медицины и психологии даёт возможность с помощью программ реабилитации не только продлить жизнь, но и повысить её качество в пожилом возрасте, значительно улучшив состояние здоровья людей. Но необходимо понимать, что избежать некоторых возрастных изменений практически невозможно. О каких именно изменениях идет речь?

1) Множественность поражения органов и систем организма пациента.

  • Пожилые люди обычно принимают большое количество различных лекарств одновременно;

  • Симптомы болезней у них могут проявляться специфически (не так, как у молодых);

  • Отсутствие лечения опасно тем, что состояние больного может стремительно ухудшиться, вплоть до смертельного исхода, любые промедления опасны;

  • Риск осложнений возрастает с каждым годом жизни;

  • После того, как болезнь вылечена, необходима долгосрочная реабилитация и поддерживающая терапия.

2) Потребность пожилых людей в психологической помощи.

Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что как минимум у 40 % людей пожилого возраста наблюдаются симптомы депрессии. Причины её связаны не только с состоянием здоровья, но и с социальными факторами: недостатком общения, чувством собственной ненужности и бесполезности, одиночеством, пренебрежением со стороны молодых, неспособностью адаптироваться к быстро изменяющемуся миру.

Пожилым людям нужна не только поддержка в быту и медицинское обслуживание, но и социальная защита, а также психологическая помощь. С выходом на пенсию многие люди выпадают из активной социальной жизни, и потом им не хватает мотивации включиться в неё опять, уже в новом статусе. Требуется социальная реабилитация.

3) Отношение к возрасту как к диагнозу.

Многие пожилые люди воспринимают свой возраст как печальный диагноз, с которым можно только смириться и пассивно плыть по течению, а реабилитацию считают бесполезной. Более того, их окружение – от родственников до медицинских работников – разделяет это мнение и на любые вопросы со вздохом отвечает: «Это возраст, ничего не поделаешь».

Вполне естественно, что пожилой человек очень скоро теряет всякое желание и стимулы заботиться о своём здоровье и качестве жизни. Поэтому при реабилитации лиц пожилого возраста имеет особую актуальность моральная поддержка и создание правильного настроя.

4) Процессы реадаптации в пожилом возрасте идут медленнее.

Пожилому человеку и его близким следует набраться терпения: восстановление может занять довольно много времени.

5) Компенсаторные возможности ограничены.

Что это значит? У пожилых людей адаптационные реакции организма на повреждения нарушены, и не всегда срабатывает механизм, при котором органы и системы, не пострадавшие от болезней, выполняют функции поврежденных структур. Программы реабилитации должны это учитывать и исходить из возможностей каждого конкретного пожилого пациента.

6) Предпочтение немедикаментозным видам восстановительного лечения.

Чем старше человек, тем риск возникновения аллергических реакций и отравлений у него выше. Кроме того, пожилые люди обычно вынуждены принимать большое количество разных лекарств, которые могут дать опасные побочные действия при сочетании с другими препаратами. Поэтому людям преклонного возраста, по возможности, прописывают иные методы лечения – как традиционные (физиотерапия, массаж и физкультура, лечение водой, теплом и магнитным полем), так и нетрадиционные (трудо- и арт-терапия, различные виды психотерапии).

Противопоказания

Цены на иппотерапию варьируются от 400 до 1000 рублей за одно занятие. Это зависит от квалификации специалистов, продолжительности занятий, известности и популярности учреждения, его расположения. В крупных городах, конечно, цены выше.

Например, с 2007 года Санкт-Петербургская благотоворительная организация «Зеленый мир детства» проводит абсолютно бесплатные занятия для детей-инвалидов. Работники наблюдают за результатами каждой группы, полученными в ходе занятий, и ведут статистику.

В том же 2007 году начала свою деятельность еще одна благотворительная организация «Поводья жизни», что находится в городе Алушта, Республика Крым.

Подробнее об организации «Поводья жизни» вы можете узнать из следующего видео.

Положительное воздействие иппотерапии на инвалидов с ДЦП

Реабилитация – это совокупность различных мер (медицинских, юридических, профессиональных, педагогических, социально-экономических), которые нацелены на компенсацию или восстановление утраченных возможностей и функций организма, а также способности к трудовой деятельности.

Создание новых методов реабилитации граждан, находящихся в пожилом возрасте, становится всё более важным в социальном и экономическом плане. Их главная цель – адаптировать каждого пожилого человека к существованию в комфортном для него социальном окружении. Для её достижения необходима грамотная и своевременная восстановительная терапия, которая позволит предотвратить потерю важных функций организма и не дать человеку пожилого возраста превратиться в беспомощного инвалида.

Успех реабилитации и гериатрической профилактики зависит ещё от одного критерия – наличия у престарелого человека или инвалида личной мотивации к активной полноценной жизни. Если у него есть хобби, интересы, подходящая работа, социальная и культурная жизнь, близкие люди или глобальная цель – он будет медленнее стареть и имеет все шансы прожить дольше.

Таким образом, реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов работает сразу в трёх направлениях: реинтеграция человека в социум, восстановление или сохранение его трудоспособности, обеспечение независимости от окружающих людей в бытовых и экономических вопросах.

Читайте материал по теме: Болезни пожилых людей

  • Внимание к психологическому и эмоциональному состоянию пациента, учёт его мнения о заболеваниях и предпочтительном лечении;

  • Следование чёткому плану мероприятий, который вырабатывается совместно с пациентом;

  • Регулярное и постоянное наблюдение за состоянием основных органов и систем организма (по таким показателям, уровень сахара в крови, давление и температура, частота пульса и дыхания);

  • Поддержание у пожилого пациента энтузиазма и уверенности в успехе реабилитации, отслеживание и поощрение любых позитивных изменений;

  • Стимулирование пациента к активной позиции в лечении и самообслуживании.

Социальная реабилитация инвалидов и лиц пожилого возраста непременно должна быть комплексной и направленной на восстановление их активности в обществе. Реабилитация не увенчается успехом, если не будут учитывать характер, личностные особенности пожилого человека и социальное окружение, с которым он находится в тесной связи.

Читайте материал по теме: Санаторий для пенсионеров

Тазобедренный сустав – самый большой и нагруженный сустав в человеческом организме (на него ложится вес всего тела при ходьбе), имеющий округлую форму. Он состоит их двух частей – круглой головки бедренной кости и вертлужной впадины внутри тазовой кости; с ним соединено множество мышц и связок.

Наиболее хрупкая часть этой конструкции – шейка бедренной кости, соединяющаяся с головкой. Именно она обычно ломается при механических травмах. К сожалению, в пожилом возрасте это происходит довольно часто (обычно в результате падения) из-за снижения прочности костей.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Это опасное и тяжёлое поражение, которое может привести к утрате способности ходить. Поэтому при переломе шейки бедра в зрелом возрасте обычно назначается срочная операция, позволяющая восстановить функции тазобедренного сустава в максимально короткий период и исключить риск осложнений.

Без операции выздоровление занимает очень длительное время. Сроки восстановления подвижности сустава невозможно точно определить заранее, поскольку на них влияет множество факторов: возраст и самочувствие пострадавшего, состояние его костей и других систем организма, наличие хронических болезней, иммунитет, характер и особенности перелома.

У среднестатистического пациента период восстановления занимает около полугода, но в пожилом возрасте может затянуться до года и дольше. В самом неблагоприятном случае, если организм ослаблен и имеет множество других патологий, перелом может так и не срастись, и пожилой человек окажется прикованным к постели до конца жизни.

1) Лечебная гимнастика

Для того чтобы вернуть тазобедренному суставу активность, очень важно тренировать его, регулярно давать ему адекватные физические нагрузки. В программы реабилитации, разрабатываемые врачами для пациентов пожилого возраста с переломом шейки бедра, входят не только двигательные, но и дыхательные упражнения.

2) Физиотерапия

Кроме тренировок, в реабилитации после перелома шейки бедра у пациентов пожилого возраста активно применяются физиотерапевтические методы – электрофорез, бальнеотерапия, лечебные грязи, ультравысокочастотная и магнитная терапия, парафиновые аппликации. Они направлены на предотвращение осложнений и заражений, нормализацию кровообращения в области перелома и снятие болезненных симптомов, таких как отёки, раны и рубцы в результате операции.

Читайте материал по теме: Ходьба для пожилых людей

3) Питание

Длительная реабилитация после перелома шейки бедра может вызвать у человека пожилого возраста депрессию и снижение аппетита. Поэтому за диетой в период выздоровления нужно тщательно следить, уделяя внимание не только питательности и калорийности блюд, но и тому, чтобы они были вкусными. Желательно исключить из рациона пожилого пациента пищу, которая может привести к проблемам с желудком или кишечником (вздутие живота, запоры, гастрит и т.д.).

Читайте материал по теме: Питание для пожилых людей

4) Массаж

  • Расслабления мышц, снятия спазмов и зажатости;

  • Усиления кровотока в костных и мышечных тканях, насыщения их питательными веществами и кислородом;

  • Тренировки мышц, профилактики их атрофии и других осложнений после операции и длительного периода неподвижности;

  • Ускорения регенерации тканей в области перелома;

  • Снятия боли.

Пожилые инвалиды – это особая категория населения, у которой трудности, связанные с возрастом, сочетаются с проблемами инвалидности и ограничением возможностей. Причем ресурсов (как материальных и физических, так психологических, волевых) для их решения у инвалидов пожилого возраста гораздо меньше, чем у молодых инвалидов или обычных пенсионеров.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

В законодательстве РФ имеется ряд нормативных актов, рекомендаций и инструкций, описывающих механизмы предоставления материальной помощи инвалидам пожилого возраста – в виде специальных пенсий, надбавок, льгот и иных видов поддержки.

Пенсионерам с инвалидностью законодательство фактически отводит роль пассивных беспомощных потребителей благ в рамках простого выживания и продолжения жизнедеятельности. Но такой подход к оказанию помощи, при котором получателя благ не стимулируют ни к какой полезной для общества деятельности, неэффективен и ещё больше стигматизирует инвалидов преклонного возраста, вытесняет их на обочину социальной и экономической жизни, разобщает с людьми.

Куда более действенным было бы вовлекать их в активную деятельность (в соответствии с их физическими и психическими возможностями, конечно), общественную и культурную жизнь, способствовать формированию и укреплению их связей со здоровыми людьми – то есть, в реабилитации делать упор, прежде всего, на социальную реинтеграцию инвалидов.

  • Терапевтические меры (восстановительную терапию, протезирование и ортезирование, пластическую хирургию, санаторное лечение);

  • Помощь в трудоустройстве и адаптации к работе, дополнительное обучение и повышение квалификации, профориентацию;

  • Различные меры социальной реинтеграции, начиная с социально-бытовой и заканчивая культурной (сюда относятся также спортивные и оздоровительные мероприятия).

Все эти меры подбираются и реализуются в соответствии с ИПР – индивидуальной программой реабилитации инвалида, составляемой при его освидетельствовании (первичном и повторном).

Реабилитационные центры, интернаты и другие государственные учреждения, занимающиеся реабилитацией пожилых людей, имеются в каждом регионе страны. Некоторые из этих организаций предоставляют людям бытовые условия и медицинское обслуживание на достойном уровне, но таких крайне мало. Основная масса подобных учреждений из-за постоянного недостатка средств представляет собой довольно грустное зрелище и обеспечивает своим клиентам, в лучшем случае, выживание, а не полноценную жизнь. Питание и жилищные условия в них очень низкого качества, а культурно-досуговая составляющая отсутствует вовсе.

Многочисленные благотворительные фонды, создаваемые для обеспечения достойных условий жизни людям преклонного возраста, несколько улучшают сложившуюся ситуацию. Наиболее известные среди них – межрегиональный благотворительный общественный фонд «София», региональный фонд помощи престарелым «Доброе дело», столичный фонд «Старость в радость» и т.д.

Они оказывают помощь государственным учреждениям для пожилых. Деятельность этих фондов заключается в адресной реабилитации и лечении нуждающихся и малообеспеченных людей пожилого возраста; культурной и просветительской деятельности среди пожилых; организации ухода за одинокими пенсионерами на дому;

Лечебные эффекты иппотерапии

Иппотерапия — уникальный метод лечения. Она воздействует на организм комплексно. Можно выделить два основных принципа:

  • Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
  • Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).

Основополагающими в лечении являются двигательные импульсы, которые животное передает всаднику. У лошади специфичный такт движения, особый ход, схожий с ходом человека. Незаметно для себя пациент прикладывает усилия. Ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать свои движения. Сидя на лошади, у всадника работают почти все группы мышц, затрагиваются те, которые в обычных условиях почти не задействованы.

Как правило, иппотерапия проводится без седла, ведь температура тела лошади выше температуры тела человека. Таким образом происходит массаж уже разогретых мышц, а это значительно усиливает эффект лечения.

Общение с лошадью и уход за ней очень полезны для детей. Это учит их доброте, чуткости, чувству ответственности, вырабатывает способность к доверию. Некоторые дети даже могут делиться секретами с этими животными. Они учатся прислушиваться к партнеру и быть внимательнее. Их покидает чувство агрессии и тревоги.

Зачастую маленькие пациенты не догадываются, что лечатся, верховая езда воспринимается ими как развлечение, поэтому отсутствует чувство сопротивления, и в результате лечение быстрее приносит свои плоды.

Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.

Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.

Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль — появляется уверенность в своих силах.

Что касается детей-аутистов, то здесь занятия иппотерапией несут только психологическую нагрузку. Эффект от занятий иногда заметен сразу. Дело в том, что ребенок и лошадь очень тесно взаимодействуют. Это может напоминать ему дружбу.

Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.

За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Лошадь — животное очень умное, обладающее феноменальной памятью. Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию. Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.

Поступательные движения животного изменяют нагрузку на мышцы тела и конечностей всадника, непосредственно участвующие в удержании на лошади, что является естественным элементом тренинга. Нагрузка симметрична по всем осям, что предусматривает одинаковое функционирование всех групп мышц, участвующих в удержании вертикального положения.

Выделяют также воздействие на мышечный аппарат занимающегося низкочастотных колебаний, исходящих от тела движущегося животного. Эти движения снижают повышенный тонус мышц и способствуют возрастанию амплитуды движений в конечностях, как верхних, так и нижних.

Дозированная, но точечная нагрузка на вестибулярный аппарат несет элементы тренинга, стимулирует его естественную функцию. В конечном итоге совершенствуется статико-кинетическая организация моторики, появляется уверенность в движениях.

Нейрофизиологическое действие, оказываемое колебательными движениями животного на вестибулярный анализатор, проявляется усилением проведения импульсов по проводящим путям. Благодаря этому подвергаются стимуляции глубокие структуры головного мозга, отвечающие за функциональное состояние двигательного анализатора.

Достижение значительных результатов в корректировании двигательных нарушений оказывает положительное действие на социально-психический статус инвалида:

  • повышается самооценка
  • нарастает мотивация ко всему процессу реабилитации
  • увеличивается жизненная активность.

Таким образом, реабилитация лиц с ДЦП при помощи иппотерапии способствует более эффективному и максимально возможному восстановлению нарушенных функций аппарата движения.

Опыт проведения иппотерапии доказал огромную роль этой методики в становлении поз и движений. Больные обретают произвольный контроль над собственным телом, нарастает произвольное внимание, уменьшается тонус мышц, тренируется вестибулярный аппарат, развивается возможность вертикального удержания тела и сохранения баланса.

В процессе езды на лошади в работу непроизвольно включаются основные группы мышечного аппарата. Происходит это на рефлекторном уровне. При нахождении на лошади тело человека приходит в движение вместе с передвижением животного. Инстинктивно организм человека пытается сохранить равновесие, побуждая тем самым к активной работе как работающие, так и пораженные группы мышц.

Под влиянием такой физической нагрузки отмечается колоссальное усиление функционирования вегетативных систем. При этом иппотерапия действует на организм посредством двух факторов: биомеханического и психогенного. Соотношение доли этих механизмов зависит от болезни и задач, которые должна решить реабилитация.

С психотерапевтической стороны взаимоотношений лошадь является:

  • естественным посредником в диалоге иппотерапевт-всадник;
  • получателем и усилителем информации (реакция животного на команду);
  • незамедлительным передатчиком ответа (послушание лошади и выполнение конкретных команд).

Использование метода иппотерапии для реабилитации больных с разнотипными видами нарушений умственного развития приводит к следующим результатам:

  • Снимается общая заторможенность;
  • Уменьшается навязчивое чувство тревоги;
  • Возникает адаптация к реальному времени и пространству;
  • Повышаются практические достижения самостоятельности.

Критерии оценки эффективности иппотерапии условно подразделяют на две группы: медицинские и социальные. Медицинские критерии:

  • Укрепление и особая тренировка мышц. Происходит одновременная стимуляция ослабленных или неработающих мышц и расслабление групп мышечного аппарата, находящихся в спастическом состоянии;
  • Укрепление равновесия. Вследствие необходимости сохранять равновесие в течение всего занятия происходит тренировка вестибулярного аппарата;
  • Улучшение координации и ориентации в пространстве. Во время тренировки пациент ориентируется на площадке или в манеже, возникают зрительные и инстинктивные ассоциации. Развивается слухо- и зрительно-моторная координация;
  • Улучшение психо-эмоционального состояния, повышение уровня самооценки. Во время занятий уходит ощущение того, что человек болен и слаб. Благодаря нахождению верхом на лошади и управлению животным формируется лидерская нотка, улучшается настроение и появляется желание жить и бороться с заболеванием. Помимо этого, при верховой езде не используются предметы, сопровождающие инвалида в повседневной жизни (трость, костыли, ходуны и т.д.), что приближает человека к раскрепощенному пребыванию в мире здоровых людей.

Разнообразные психоневрологические (в том числе речевые) и эмоционально-волевые нарушения в развитии у детей и взрослых, как врожденные, так и приобретенные требуют активной реабилитационной комплексной терапии различными методами. Одним из весьма эффективных методов коррекции данных нарушений является иппотерапия.

Эффективность иппотерапии обусловлена двумя основными факторами – биомеханическим и эмоциональным. Биомеханический фактор представляет собой воздействие ритмических движений и температуры тела лошади (которая на 1,5oС выше, чем у человека) на различные органы и системы взрослого или ребенка. А эмоциональный фактор – это мощное воздействие на чувственную сферу человека, позволяющее мобилизовывать его волевой потенциал и с его помощью добиваться впечатляющих результатов.

Основные этапы программы

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Занятия иппотерапией могут проводиться индивидуально или в группе. Периодичность занятий — 1-2 раза в неделю. Если пациент приезжий и проходит курс реабилитации на выезде, занятия проводятся ежедневно. Задействованы в ходе занятий будут сам пациент, лошадь, инструктор-иппотерапевт и коновод. Продолжительность одного занятия — 15-45 минут.

Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми?

  • Первый этап — ознакомительный (или адаптационный). На этом этапе изучается история болезни, назначается необходимый комплекс упражнений, происходит знакомство с лошадью, с инструктором, привыкание ребенка. Пациент может наблюдать, гладить животное, угощать его. Затем, когда адаптация прошла, можно садиться верхом и спешиваться. Обычно этот этап проходит быстро. Но некоторым детям может потребоваться и несколько занятий.
  • Второй этап — подготовительный (непосредственно перед выполнением основных упражнений). На этом этапе лошадь уже приводят в движение. Ребенок привыкает к ходу лошади, учится держаться верхом, сохранять равновесие, правильно координировать свои движения — формируется правильная посадка. Могут выполняться дыхательные упражнения.
  • Третий этап — основной. На этом этапе выполняются основные упражнения, которые назначил иппотерапевт.
  • Четвертый этап — заключительный. На этом этапе закрепляют результаты, корректируют неточности при выполнении упражнений.

Упражнения могут выполняться в различных положениях: лежа на животе, на спине, сидя лицом к шее лошади, сидя спиной. Инструктор может требовать выполнять упражнения с закрытыми глазами, когда лошадь стоит, идет шагом или рысью. Это могут быть разнообразные наклоны, смена положения на лошади, бросание мяча, различные упражнения на гибкость и другие движения. Сложность и характер упражнений зависит от заболевания пациента.

Понятно, что лошадь, которая используется для лечения, должна быть специально обучена, спокойна, непуглива и доброжелательна. Почти каждое животное можно подготовить для занятий. В иппотерапии избегают только лошадей «горячих» кровей. Например, у арабских чистокровных, ахалтекинцев, чистокровных верховых лошадей генетически заложено безудержное движение. Поэтому на такое животное нельзя сажать ребенка.

Как должна проводиться реабилитация пациентов пожилого возраста

  • Физические (все физиотерапевтические процедуры и лечебная гимнастика). Поддерживают тонус мышц и гибкость суставов, предотвращают их атрофию, усиливают иммунитет, нормализуют кровообращение и обменные процессы, снимают воспаления, отёчность и боль.

  • Эрготерапия. Метод обучения двигательным навыкам, которые необходимы пожилому человеку в повседневной жизни.

  • Механотерапия. Физкультура с использованием специально разработанных аппаратов и тренажёров.

  • Массаж. Применяется на всех этапах реабилитации, в том числе, к лежачим больным.

  • Фитотерапия.

  • Протезирование и ортезирование.

  • Санаторно-курортное лечение.

  • Технические средства реабилитации (для самообслуживания, передвижения и ориентирования, обучения и т.д.).

  • Диеты. Подбираются таким образом, чтобы ускорить метаболизм в организме пожилого больного и обеспечить его достаточным количеством витаминов и питательных веществ.

Для результативной и быстрой реабилитации необходим оптимистичный, активный настрой пациента, вера в успех, интерес к жизни. С пожилыми людьми проводится комплексная психологическая работа, направленная на то, чтобы пробудить в них желание жить, нормализовать их эмоциональное состояние, научить преодолению стрессов и формированию устойчивой самооценки, укрепить когнитивные функции.

Один из главных компонентов реабилитации пожилых является общение. Оно необходимо любому человеку, чтобы чувствовать себя востребованным, а пожилым людям и инвалидам, нередко оказывающимся в изоляции и одиночестве, контакт с людьми ещё более важен.

  • Ресоциализация пожилых граждан (стимулирование их к социальной активности, возвращению к общественной жизни, выходу из изоляции).

  • Социальная помощь.

  • Развитие и сохранение навыков самообслуживания, оказания себе необходимой помощи и достижения экономической самостоятельности.

  • Нормализация жилищных условий в соответствии с потребностями и ограничениями пациента, предоставление технических средств, необходимых для повседневного существования.

  • Организация культурно-досуговых мероприятий и отдыха.

  • Духовная поддержка.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Социальная реабилитация лиц пожилого возраста имеет своей целью не только их выживание, но и социализацию, адаптацию в обществе. Показателем успешности такой реабилитации является достижение пожилым человеком или инвалидом высокого статуса в социальной среде, удовлетворённости жизненными условиями и своим местом в обществе.

Медико-социальная реабилитация людей пожилого возраста реализуется в формате обслуживания на дому, адресной соцзащиты, срочной разовой социальной помощи и т.д. Система реабилитации включает в себя множество учреждений разных видов – жилые дома и интернаты для престарелых, учреждения дневного пребывания, центры социального обслуживания, санатории и многие другие.

По итогам многочисленных исследований был сделан вывод, что разнообразие впечатлений и регулярные тренировки интеллекта в пожилом возрасте заметно снижают риск развития болезни Альцгеймера, старческой деменции и других подобных расстройств. Пожилые люди, в круг интересов которых входит чтение, интеллектуальные игры, логические загадки, головоломки и иностранные языки, сохраняют ясность мышления и память гораздо дольше своих ровесников.

  • Режим общественно-трудовой занятости: делает упор на труд, реализацию знаний и навыков пожилого пациента, его возвращение в социальную и профессиональную среду.

  • Лечебно-активирующий режим: нацелен на сохранение и поддержание всех имеющихся навыков и умений, включая простейшие бытовые, и активизацию социальных контактов и общения.

  • Лечебно-охранительный режим: сохранение соматических функций организма и контроль их состояния.

В соответствии с уровнем социальной и трудовой активности, состоянием здоровья и интеллекта пациента пожилого возраста, ему назначают один из режимов реабилитации.

Трудовая реабилитация граждан пожилого возраста включает в себя терапию занятостью, или трудотерапию – подбор видов созидательной деятельности таким образом, чтобы вылечить или скомпенсировать психические и физиологические нарушения пациента. В результате ожидается восстановление функций, необходимых для самостоятельной повседневной жизни.

1) Работа с деревом

Это один из видов трудотерапии, который развивает и сохраняет многие важные функциональные возможности человека в пожилом возрасте, начиная от мелкой моторики и заканчивая творческими способностями.

Для каждого пациента разрабатывают индивидуальный план лечения, называемый «карта терапии занятостью». Если реабилитация проходит в условиях стационара или пансионата, то учитываются мнения медперсонала и других проживающих, формируются группы по каждому виду труда.

2) Шитье и другие виды рукоделия

Рукоделие прекрасно воздействует на мелкую моторику, укрепляет внимание, пробуждает творческие способности и снимает нервное напряжение. Этот вид деятельности очень полезен пациентам пожилого возраста с проблемами в когнитивной и эмоциональной сферах. Рекомендован прежде всего женщинам, особенно тем, которые в молодости занимались пошивом одежды, вышивкой, вязанием и т.д. и имеют необходимые навыки.

3) Садоводство (сельскохозяйственный труд)

Эта деятельность легко дозируется, не требует какого-либо сложного оборудования, знаний и опыта, её можно вести практически в любых условиях. Садоводство фактически состоит из разных действий и может сочетаться с другими методами реабилитации (например, ароматерапией, если пожилому пациенту нравится выращивать садовые цветы или лекарственные растения).

Занятие садоводством не только усиливает сенсорную стимуляцию, но и укрепляет чувство ответственности и умение планировать на длительный срок, подталкивает к поиску информации и общению с другими людьми, даёт видимый результат.

4) Искусство

Ценно как метод выражения эмоций и чувств, снятия стресса.

  • Живопись;

  • Раскрашивание, копирование, обводка трафаретов и т.п. (для тех, кто не любит рисовать всю картину целиком);

  • Роспись по дереву, раскрашивание деревянных заготовок;

  • Лепка из глины, в том числе изготовление посуды на гончарном круге;

  • Выжигание по дереву;

  • Создание картин и композиций в смешанной технике из различных материалов;

  • Занятия музыкой: обучение игре на инструментах, хоровому пению, вокалу и караоке, танцам; художественная самодеятельность, проведение праздников и конкурсов;

  • Арт-терапия – обучение актёрскому мастерству, технике речи, мимике и пластике, организация любительских спектаклей;

  • Выезд на экскурсии, пешие прогулки, культурные мероприятия;

  • Групповой просмотр фильмов и телепередач с последующей дискуссией.

Читайте материал по теме: Клубы для пожилых людей

5) Приготовление пищи

Кулинария не только даёт полезные и ощутимые результаты, но и приучает к самостоятельному обслуживанию и формирует навыки, необходимые человеку в любом возрасте. Может упрощаться и модицифироваться в зависимости от условий проживания.

6) Игровые и спортивные виды деятельности

  • Настольные игры (домино, нарды, шахматы, шашки и т.д.);

  • Упражнения на тренажёрах (велотренажёре, беговой дорожке и т.д.), использование массажных кресел и массажёров;

  • Спортивные занятия, начиная от простой ходьбы, плавания, лыж и заканчивая командными играми (волейбол, баскетбол, футбол и т.д.);

  • Физкультурные занятия в рамках группы здоровья.

7) Просветительская реабилитация 

  • Предоставление информации и консультаций, касающихся медицинской реабилитации.

  • Информирование самого пациента и его родственников о возможностях социально-бытовой реабилитации.

  • Оповещение о существующих источниках социальной реабилитации и поддержки.

Людям пожилого возраста бывает нелегко ориентироваться в окружающей их социальной действительности, которая быстро меняется. Поэтому необходимо проводить просветительскую реабилитацию: рассказывать им о том, какие права у них есть, какие социальные услуги им положены и на каких условиях, предлагать оптимальные варианты.

  • Забота о пожилых в их семье и обществе в целом.

  • Предоставление медицинского обслуживания.

  • Наблюдение за их физическим и психоэмоциональным состоянием, психологическое сопровождение.

  • Предоставление доступа к социальным и юридическим услугам.

  • Право на принятие решений относительно ухода, лечения, качества жизни.

  • Реабилитация на базе стационаров (дневных и круглосуточных), пансионатов и интернатов для лиц пожилого возраста, в амбулаторных условиях или на дому.

Центры в России

Иппотерапия в России стала развиваться с 1991 года. До этого времени у нас просто не было специалистов. Сейчас же существуют учебные заведения, где можно освоить специальность инструктора по иппотерапии.

В России почти в каждом регионе практикуют эту методику. Функционируют как крупные реабилитационные центры, так и небольшие конно-спортивные клубы, оказывающие услуги лечения лошадьми. Иногда на базе санаториев, принимающих людей с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервной системы, имеются лошади-терапевты.

Отзывы

Не все врачи доверяют такой методике, как иппотерапия. Ведь она относится к нетрадиционным видам лечения. Но она зарекомендовала себя хорошо уже давно. Главным показателем являются отзывы родителей, у которых «особенные» детки.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

У многих детей, которые не понимают, далеко или близко расположены предметы, полностью пропадает проблема их соотношения в пространстве благодаря занятиям. При этом раньше ребенок мог постоянно задевать предмет или ударяться о него, неправильно оценивая его удаленность.

Те дети, которые были совсем закрыты для окружающих, начинают общаться и даже улыбаться. Совершенно неконтактные дети охотно бегут на занятия к четвероногим докторам.

Люди, страдающие болью в спине, отмечают облегчение симптомов или их полное исчезновение.

Дети, прошедшие полный курс иппотерапии, не хотят расставаться со своими четвероногими друзьями, так как очень привязываются к этим животным и положительным эмоциям, которые они дарят.

Даже взрослые говорят, что общаясь с лошадью, забываешь о всех проблемах.

К минусам можно отнести высокую стоимость занятий, ведь не каждый может позволить себе отдавать немалую сумму денег в течение нескольких месяцев и даже лет. Также, некоторым людям тяжело найти поблизости центры, занимающиеся этим видом реабилитации. В основном они сосредоточены в крупных городах.

Советы родителям

Итак, вы решили, что вашему ребенку может помочь лечение лошадьми? Только взвесьте все «За» и «Против». Обязательно посоветуйтесь с врачом, убедитесь, что ни одно из противопоказаний не относится к вашему случаю. Если нет никаких препятствий, то можно приступать к занятиям.

Почитайте, узнайте у знакомых, где занимались их дети, добились ли они каких-то результатов. Придя в клуб, расспросите у инструктора о его образовании и квалификации.

Ну и еще один совет: доверяйте! Доверяйте лошади и инструктору, помогайте ребенку во всем по мере необходимости. Помните, занятия на лошади — это большой труд, хоть он и приносит удовольствие.

И еще стоит понимать, что иппотерапия не сможет полностью излечить ребенка, если у него врожденные пороки, не сможет вернуть отсутствующие части тела, но и любое другое лечение не справится с этой задачей. Зато облегчить состояние больного и значительно улучшить картину иппотерапии под силу.

Как помогает иппотерапия при аутизме, смотрите в видео ниже.

Принятая терминология и состояние методики в разных странах

Сегодня в странах бывшего СССР под иппотерапией подразумевают физиотерапевтический метод лечения, в основе которого лежит лошадь. Причем лечение проводится как в ходе эмоционального контакта, так и при помощи специальных упражнений, выполняемых на лошади. Конечно, такое толкование термина без четкого обозначения границ, применяемых методов и других особенностей, присущих любому иному физиотерапевтическом способу лечения, является весьма обтекаемым, неполным и создает предпосылки для разночтений как между коллегами, так и между пациентами. Но такова современная реальность.

В настоящее время в странах СНГ отсутствует четко разработанная, систематизированная и структурированная терминологическая база в отношении разнообразных методик и приемов лечения людей при помощи лошади. Поэтому отечественным специалистам приходится детально расшифровывать применяемую ими терминологию, чтобы коллеги четко и без разночтений понимали, о чем идет речь в том или ином материале, статье и т.д.

Однако, несмотря на подобные сложности, практическая работа в области иппотерапии ведется достаточно успешно. К сожалению, данные успехи не являются системными в странах СНГ, а скорее принадлежат каждому конкретному педагогу, но все же это лучше, чем ничего, поскольку благодаря такой конкретной работе нарабатывается материал для последующей систематизации, объединения и выделения его из общего раздела физиотерапия или лечебная физкультура в отдельную медицинскую специализацию под названием иппотерапия.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

В странах Запада (США, Западная и Северная Европа) метод иппотерапии проработан детально и освещен с различных сторон. Более того, в США и Европе все, что касается иппотерапии, систематизируется и оценивается экспертами и в других областях медицины, что позволяет вырабатывать наиболее эффективные и безопасные подходы к лечению различных заболеваний и дефектов при помощи лошади.

Поэтому желающие изучать иппотерапию именно как специальность, должны читать специализированную литературу на немецком или английском языках, из которой можно почерпнуть и обоснования, и механизмы лечебного воздействия, и конкретные методики, применяющиеся при различных заболеваниях, и виды лошадей, подходящих для иппотерапии, и т.д.

Помимо Европы, США и СНГ, иппотерапия практикуется в некоторых странах Азии (Тибет, Монголия, Китай, Индия, Афганистан и др.). Однако иппотерапия в этих странах отличается и от европейской, и от американской, и от постсоветской практики, поскольку проводится по традиционным методикам, известным с древности и передаваемым в форме устного жреческого знания, как и другие способы нетрадиционной медицины.

К сожалению, ввиду отсутствия каких-либо приемлемых научных данных, сравнить эффективность применяемых в Азии и США или Европе методов иппотерапии невозможно. Но по отзывам людей, пользовавшихся услугами иппотерапевтов Азии, их методики жестче, чем европейские или американские, но достаточно эффективные, поскольку занятия позволяют достичь поставленных целей по реабилитации и приобретению утраченных моторных и психических навыков.

Что касается терминологии, то в этой области также очень сложно сравнивать имеющиеся наработки стран СНГ и европейских или американских стран из-за фактического отсутствия четко разработанной системы переводов и эквивалентности терминов. Мы приведем наиболее распространенные в англоязычных и германоязычных странах термины, касающиеся иппотерапии, и их соответствие терминам, принятым в странах бывшего СССР.

В англоязычной и немецкоязычной литературе встречается большое количество терминов, относящихся к области использования лошадей для лечения различных заболеваний, реабилитации инвалидов, адаптации после перенесенных травм и т.д., то есть к сфере того, что в странах СНГ именуют одним общим термином «иппотерапия».

Так, в англоязычной литературе синонимами термина «иппотерапия» в российском значении в том или ином виде являются следующие термины: Hippotherapy (HPOT), Tandem Hippotherapy (T-HPOT), Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding (TR), Interactive Vaulting, Adaptive Riding, Therapeutic Driving, Therapeutic Horsemanship, Equine Assisted Therapy (EAT), Equine Facilitated Therapy, Equine Facilitated Psychotherapy (EFP).

Therapeutisches Reiten (или Hippotherapy в англоязычных странах) в Германии и других странах Европы, а также в США подразделяется на три следующих направления:

  • Hippotherapie (в англоязычном варианте Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding, Therapeutic Driving и Therapeutic Horsemanship) (иппотерапия) – лечение, назначенное врачом и проводимое физиотерапевтом, имеющим дополнительную специализацию в области именно использования лошади. В настоящее время в Европе и США иппотерапия рассматривается в качестве одного из методов физиотерапии в области нейрофизиологии, то есть применяется для восстановления и формирования моторных, речевых, эмоциональных, психических и волевых навыков.
  • Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Facilitated Psychotherapy) (образование с лошадью) – методика общения с лошадью, использующаяся психологами и педагогами с целью развития личности, устранения психологических проблем и коррекции ряда психиатрических нарушений. Основная цель и задача данного направления – это интеллектуальное развитие и облегчение социальной адаптации.
  • Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy) (обучение навыкам самообслуживания при помощи лошади) – методика, применяющаяся врачам-реабилитологами для того, чтобы человек овладел навыками самообслуживания, позволяющими ему не зависеть от окружающих в выполнении своих физиологических потребностей, а также совершать простые действия.

в настоящее время термин «иппотерапия» может использоваться в двух значениях. Как правило, под иппотерапией подразумевают любое направление лечения с использованием лошади. В такой ситуации термин очень общий, поскольку не обозначает сферу деятельности, цели и задачи, способы воздействия и конкретные методы, и по смыслу наиболее соответствующий немецкому «Therapeutisches Reiten».

В более редких случаях термин «иппотерапия» используется для обозначения метода лечения тяжело больных или маленьких детей, и соответствует немецкому «Hippotherapie» или англоязычным «Hippotherapy», «Developmental Riding Therapy», «Therapeutic Riding», «Therapeutic Driving» и «Therapeutic Horsemanship».

К сожалению, более или менее однородных терминов, которые отражали бы западные направления иппотерапии Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (Equine Facilitated Psychotherapy) и Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy), в настоящее время в странах СНГ просто не существует.

Поэтому, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что методики и варианты лечения, применяющиеся в странах СНГ под названием «иппотерапия», соответствуют немецкому направлению «Hippotherapie» и американским «Hippotherapy», «Developmental Riding Therapy», «Therapeutic Riding» и «Therapeutic Horsemanship».

Помимо иппотерапии, в странах бывшего СССР также имеется направление райттерапии, которое выделяется в отдельную дисциплину и представляет собой лечебную верховую езду с выполнением элементов вольтижировки, конкура и выездки. Данное направление присуще исключительно странам СНГ и некоторым азиатским странам и, по сути, является комбинацией различных элементов иппотерапии в понимании немецкоязычных и англоязычных стран (Hippotherapie, Hippotherapy).

В России и других странах СНГ в настоящее время применяются следующие методы иппотерапии для лечения различных состояний:

  • Терапия движением лошади. Данная методика заключается в усаживании человека на спину лошади без седла, и последующем ее медленном перемещении по манежу шагом или неспешной рысью (фото 1).
  • Лечебная верховая езда. Данная методика заключается в выполнении различных гимнастических упражнений, сидя на спине лошади без седла. Упражнения могут выполняться как при движении, так и на неподвижно стоящей лошади. Кроме того, для выполнения упражнений используются различные снаряды, такие, как круг, скакалка, тонкая и длинная палка и т.д. (фото 2).
  • Лечебная вольтижировка. Методика заключается в выполнении акробатических трюков на лошади с целью развития координации движений, преодоления страха и выработки правильных моторных стереотипов (фото 3).
  • Психо- и лечебно-педагогический контакт с лошадью. Данная методика заключается в выполнении требований инструктора для установления контакта с животным, например, поглаживание шеи, расчесывание гривы и хвоста, взятие за повод и ведение в поводу, самостоятельное управление животным и т.д. Метод применяется для совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и познавательных навыков взрослого или ребенка (фото 4).

– Фрагмент занятия по терапии движением лошади.

Фото 2 – Фрагмент занятия по лечебной верховой езде.

Фото 3 – Элемент лечебной вольтижировки.

Фото 4 – Занятие по психо-лечебно-педагогическому контакту с лошадью.

Помимо указанных методик, к иппотерапии в странах СНГ также часто причисляют конный спорт инвалидов, что не совсем корректно и не соответствует мировым стандартам. Дело в том, что конный спорт инвалидов – это не терапевтическая дисциплина и методика, а полноценный вид спорта, который позволяет людям с ограниченными возможностями проявить себя, достичь успеха, самореализоваться и т.д.

Краткая история иппотерапии в Европе, США и СНГ

Польза езды на лошади известна с древних времен, поскольку еще Гиппократ заметил, что раненые и больные люди поправляются быстрее, если скачут верхом. Но современная история применения иппотерапии в качестве лечебного метода началась с середины XX века, когда датчанка Лиз Хартел смогла полностью восстановиться после перенесенного полиомиелита благодаря езде на лошади.

История Лиз стала примером невероятного излечения женщины, которую болезнь приковала к инвалидной коляске. Благодаря регулярным поездкам на лошади Лиз смогла начать не только ходить, но и заниматься конным спортом на профессиональном уровне, и спустя несколько лет выиграла серебряную медаль на Олимпиаде в Хельсинки.

После истории Лиз врач, наблюдавший ее, начала заниматься с молодыми инвалидами конным спортом и получила блестящие результаты. Некоторые молодые люди смогли полностью избавиться от инвалидности, а другие существенно улучшили свое состояние. После этого доктор в 1953 г. с согласия правительства Норвегии открыла в этой стране несколько специальных лагерей, в которых проводилась реабилитационная терапия для инвалидов при помощи верховой езды и специального комплекса упражнений, выполняемых сидя на лошади.

В странах СНГ первые занятия иппотерапией стали проводиться с 1991 года в специально созданном центре «Живая нить». Далее центры иппотерапии были открыты и в других городах России и странах СНГ, как правило при конно-спортивных клубах, которые выделяли лошадей для целей медицинской реабилитации людей, страдающих нарушениями психоневрологического и эмоционально-волевого характера.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Но в отличие от Европы и США, в странах СНГ метод иппотерапии еще не столь детально проработан, а находится скорее в стадии экспериментальной апробации и накопления клинических данных. В силу этого методики занятий в каждом центре иппотерапии в странах СНГ могут быть различными, поскольку не существует единой систематизированной унификации и рекомендаций, а каждый врач или тренер вырабатывает собственные эффективные подходы на основании общих механизмов и правил.

Лошади для иппотерапии

Лошадей для занятий иппотерапией подбирают по особенностям экстерьера, движениям и темпераменту.

Нрав лошади имеет решающее значение для ее отбора для иппотерапии, поскольку для занятий с больными людьми подходят только добронравные и смелые животные с уравновешенным типом высшей нервной деятельности, которые не будут пугаться шума, возни, разнообразных предметов и т.д. Кроме того, лошадь должна быть терпеливой, послушной, покладистой, надежной, не вялой и не игривой, а также легко идущей на контакт с любым человеком.

Категорически не подходят лошади «нервных» пород, со взрывным темпераментом, такие, как ахалтекинская, арабская, чистокровная верховая. Пугливые и плохо идущие на контакт лошади любых пород также не подходят для иппотерапии – они могут шарахаться, лягаться копытами, кусаться и совершать иные действия, которые только усугубят состояние пациента.

Экстерьер лошади. Для иппотерапии оптимально подходят лошади с прямоугольным строением туловища, поскольку ее продолговатая спина удобнее всего для сидения. Голова лошади по отношению к туловищу должна иметь маленький или средний размер, чтобы животное могло заносить ее назад и этой массой балансировать положение своего тела и придавать устойчивость всаднику.

Лошади для иппотерапии должны иметь некрутые плечи, поскольку при крутых плечах у животного короткий шаг с более резкими движениями. Форма корпуса животного – вертикально-овальная, так как она лучше подходит под анатомическое строение человека. Ноги лошади должны быть прямыми и достаточно широко расставленными.

Возраст лошади для иппотерапии должен быть не менее 5, но и не более 16 лет, поскольку слишком молодые животные энергичны и недостаточно тренированны, а старые утеряли гибкость и плавность движений.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Размер лошади для занятий иппотерапией должен быть средним – около 150 – 160 см в холке. Причем в некоторых европейских школах считают, что самыми лучшими для иппотерапии лошадьми являются пони.

Пол лошади. Для иппотерапии лучше всего подходят мерины (кастрированные кони) – они спокойны, миролюбивы, не подвержены гормональным циклам и не выдают непроизвольных реакций в периоды охоты. Если меринов нет, то для иппотерапии используют кобылиц, но никогда не берут жеребцов, которые могут проявлять немотивированную агрессию.

Породы лошадей для иппотерапии. Хорошо подходят для работы в лечебных программах лошади вятской, башкирской пород, помеси тяжеловозов и пони.

Лечение иппотерапией

Рассмотрим правила и упражнения для иппотерапии для детей и взрослых.

Программа иппотерапии состоит из последовательных и обязательных модулей, применяющихся в терапии любого заболевания или состояния. Во-первых, каждая лошадь должна иметь свою амуницию, щетки, скребки, расчески и шампуни. Перед каждым занятием лошадь следует чистить, расчесывать гриву и хвост. Эти действия может выполнять больной для обеспечения тесного эмоционального контакта с животным и усиления психологического фактора иппотерапии. Чистка лошади, расчесывание гривы и хвоста с последующим взнуздыванием выполняются под присмотром и контролем коновода и инструктора-иппотерапевта.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Первое знакомство с лошадью. Человека не следует подводить к животному в деннике и предлагать почистить ее или расчесать гриву, поскольку сам вид лошади, которая значительно больше и ребенка, и взрослого, может испугать. Для первого знакомства рекомендуется ввести человека в манеж для занятий, куда привести предварительно выгулянную лошадь.

Далее рекомендуется предложить погладить животное, взять его в повод и постоять рядом. Если ребенок или взрослый слишком боится, то можно посадить на лошадь его сопровождающего, чтобы продемонстрировать дружелюбие животного. Но обычно негативная реакция на лошадь встречается редко. Чаще сам вид животного вызывает восторг. Когда человек спокойно подойдет к лошади, его можно сажать на спину животного.

Посадка на лошадь может производиться принудительно инструктором или путем медленного установления контакта между человеком и животным. Как правило, посадка осуществляется принудительно и почти во всех случаях вызывает положительные эмоции, которые перекрывают страх и позволяют сразу включиться в работу.

По мере улучшения состояния взрослого или ребенка его следует не полностью усаживать на лошадь, а только слегка подсаживать, предоставляя возможность вскарабкаться на круп самому. Напряжение сил, необходимое для усадки на лошадь, позволяет донести до сознания человека, что результат возможен только в результате усиленной работы.

Вводно-диагностическое занятие. Первое занятие по иппотерапии является вводным, поскольку дает возможность человеку привыкнуть к животному и ощутить положительные эмоции, а специалисту-иппотерапевту оценить его состояние, подобрать оптимальные упражнения для последующих тренировок, а также продолжительность и частоту занятий.

Регулярные занятия проводятся по определенной инструктором методике с оптимальной для больного частотой. После каждого занятия иппотерапевт при необходимости корректирует программу, добавляя, убирая или усложняя элементы и добиваясь максимального эффекта и работы человека с полной отдачей.

Основные упражнения, выполняемые взрослыми и детьми при иппотерапии, одинаковы при различных заболеваниях, поскольку они оказывают достаточное эмоциональное и биомеханическое воздействие с терапевтическим эффектом. Однако если занятия проводятся с человеком, страдающим психо-эмоциональными расстройствами, то упор делается на эмоциональный фактор терапевтического действия иппотерапии.

В этом случае инструктор больше времени уделяет контакту с лошадью, давая человеку управлять животным, гладить его, хвалить, чистить, чесать и т.д. Если же занятия проводятся с человеком, страдающим двигательными расстройствами, то упор делается на биомеханический фактор иппотерапии. В этом случае инструктор уделяет максимальное внимание правильному выполнению всех упражнений и старается добиться исполнения всей предварительно намеченной программы.

Обычно инструкторы применяют набор стандартных упражнений, усложняя или варьируя их в зависимости от состояния и успехов больного. Нестандартные упражнения разрабатываются строго индивидуально инструктором, с учетом особенностей человека и точного знания биомеханики его движений, поэтому привести их в данном обзоре не представляется возможным.

Комплекс упражнений иппотерапии приДЦПи различных двигательных нарушениях

Исходное положение №1 – сидя верхом лицом к голове лошади с руками, свободно опущенными вдоль туловища (рис. 1). Далее коневод начинает вести лошадь, которая идет медленным шагом, а человек просто удерживается на ее спине, сохраняя равновесие и прямое положение спины. Коневод ведет лошадь попеременно длинными и короткими шагами, а также периодически делает остановки.

Рисунок 1 – Исходное положение №1.

Далее человек принимает исходное положение №2 (рис. 2) – сидя верхом лицом к хвосту лошади. Для этого нужно спешиться и вновь вскарабкаться на лошадь. Человек должен удерживаться в данном исходном положении, пока коневод также ведет лошадь медленным шагом, изменяя длину ее шагов и делая периодические остановки.

Рисунок 2 – Исходное положение №2.

Следующим шагом является принятие исходного положения №3 (рис. 3) – сидя на лошади боком, лицом влево или лицом право. Сторону, в которую должно быть повернуто лицо, определяет иппотерапевт на основании особенностей человека. В этой позиции человек удерживается на лошади, которую в поводу ведет коневод, чередуя длинные и короткие шаги с остановками.

Рисунок 3 – Исходное положение №3.

Следующее – исходное положение №4 (рис. 4) – человек лежит своей спиной на крупе лошади головой к хвосту (4б) или к шее (4а), лицом в потолок, а руки свисают вдоль ребер животного. Сначала всадник принимает исходное положение 4а, а затем 4б. В этой позиции тренируется широкое разведение бедер и подвижность суставов плечевого пояса.

Рисунок 4 – Исходное положение №4 (справа – 4а, слева 4б).

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Следующим упражнением является принятие исходного положения №5 (рис. 5). Причем сначала человек принимает исходное положение 5а (лежа животом на спине лошади, опираясь согнутыми в локтях руками в круп и обнимая ногами бедра задних ног), после чего коневод ведет лошадь шагом, а больной удерживает позу.

Рисунок 5 – Исходное положение №5 (справа 5а, слева 5б).

Следующим шагом человек принимает исходное положение №6 (рис. 6) – лежа поперек лошади лицом вниз. В этом положении человек удерживается, пока коневод ведет лошадь шагом.

Рисунок 6 – Исходное положение №6

Данные простые упражнения оказывают следующие терапевтические эффекты:

  • Человек переживает состояние прямохождения, что дает мощный импульс к ЦНС и в дальнейшем поддерживать это ощущение;
  • Стимулируется выпрямляющий рефлекс на голову и туловище;
  • Нормализуется мышечный тонус;
  • Развивается мышечно-суставное чувство;
  • Тренируются и растягиваются мышцы;
  • Нормализуются двигательные стереотипы через купирование патологической моторики;
  • Тренируется способность удерживать равновесие и статодинамическая устойчивость;
  • Формируется правильная осанка;
  • Человек учится ориентироваться в пространстве;
  • Разрабатываются суставы и увеличивается объем движений в них;
  • Формируется двигательный стереотип при движении спиной вперед (в исходном положении №2);
  • Улучшается координация движений;
  • Тренируются механизмы восприятия (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения, вестибулярная чувствительность).

Дети, имеющие неврологическую или ортопедическую патологию (в том числе ДЦП, параличи и др.), могут заниматься иппотерапией с рождения. Однако данными методиками не владеют иппотерапевты в странах СНГ, поэтому, к сожалению, в бывшем СССР такие занятия не проводятся. Весьма успешно иппотерапия младенцев проводится в Венгрии, Новой Зеландии и Австралии.

Иппотерапия для коррекции осанки

Для нормализации осанки взрослым и детям рекомендуется выполнять следующий комплекс упражнений на лошади:

  • Наклоны вниз, стараясь коснуться левой рукой левой ноги, а правой рукой – правой ноги.
  • Наклоны вниз, стараясь коснуться левой рукой правой ноги, а правой рукой – левой ноги.
  • Наклоны туловища вперед и назад.
  • Хлопки прямыми ногами над спиной лошади. Для выполнения упражнения человек отклоняется немного назад, поднимает ноги вверх и хлопает ими друг о друга над крупом лошади.
  • «Мельница». Для выполнения упражнения чрез круп лошади перенести правую ногу и сесть боком, далее перенести через круп левую ногу и сесть лицом к хвосту. Затем снова перенести через круп правую ногу и сесть боком, после чего перенести через круп левую ногу, вернувшись в исходное положение – сидя лицом к голове лошади.

Иппотерапия (лечебная верховая езда) – история метода, лечебные эффекты, показания и противопоказания, упражнения на лошади, лечение ДЦП и аутизма у детей, иппотерапия инвалидов

Все упражнения выполняются из исходного положения сидя на спине лошади лицом к ее голове. Упражнения выполняются как на стоящей, так и на движущейся шагом лошади.

Иппотерапия аутизма

В лечении аутизма иппотерапия оказывается весьма эффективной, причем при данном заболевании основной упор делается на эмоциональный фактор воздействия. То есть главным в иппотерапии аутизма является общение ребенка с лошадью, установление и поддержание с животным дружеского контакта, раскрытие человека окружающему миру через переживание положительных эмоций и т.д.

Для этого необязательно выполнять упражнения, достаточно регулярно общаться с лошадью, кататься на ней, управлять животным, ухаживать за ним, приносить ему различные «лакомства» (морковь, сахар и т.д.), создавая тем самым эффект общения и дружбы, что положительно сказывается на лечении аутизма.Подробнее об аутизме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про пансионаты