Арт-терапия для пожилых людей. Арт-терапия как метод лечения и реабилитации людей преклонного возраста

Арт терапия: что это и как работает?

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.

Понятие «арт-терапия» было введено в обиход в 1938 году Адрианом Хиллом, который в своих исследованиях описывал работу с туберкулезными пациентами в санаторно-профилактических учреждениях. Указанный термин применялся относительно всех видов искусства, которыми пациенты занимались в больницах и центрах обеспечения психического здоровья.

Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.

Арт-терапия для пожилых людей. Арт-терапия как метод лечения и реабилитации людей преклонного возраста

Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.

Особенности арт-терапии психология

защиту
своих профессиональных прав;

объединение
в профессиональные союзы, иные общественные
объединения;

отказ
в оказании психологической помощи лицу,
если его обращение за оказанием
психологической помощи не обусловлено
наличием у него психологических проблем
и (или) необходимостью преодоления
последствий кризисных ситуаций;

обращение
за помощью к более опытному психологу;

отказ
в оказании очной психологической помощи
гражданину, находящемуся в состоянии
алкогольного, наркотического, токсического,
иного опьянения;

иные
права, предусмотренные законодательством.

квалифицированно
выполнять свои должностные обязанности;

не
допускать негуманных и дискриминационных
действий при оказании психологической
помощи;

уважать
и соблюдать права, свободы и законные
интересы граждан при оказании им
психологической помощи;

сохранять
профессиональную тайну с учетом
требований Закона;

соблюдать
нормы профессиональной этики;

выполнять
иные обязанности, возложенные на них
актами законодательства.

В
качестве основных критериев оценки
деятельности психолога выступают
следующие показатели:

  1. Деятельность
    психолога по созданию условий для
    эффективной работы (оборудование и
    методическое оснащение кабинета,
    сохранность вверенного ему имущества).
    Состояние материально-технической
    базы психологической работы.

  2. Регулярное
    и четкое ведение документации, ее
    качество. Состояние рабочих и отчетных
    документов, материалов психодиагностических
    исследований, качество их оформления
    и ведения.

  3. Участие
    в научно-исследовательской, методической
    работе.

  4. Качественные
    изменения в работе с клиентами.

  5. Состояние
    работы с обратившимися, имеющими
    признаки нервно-психической и
    эмоционально-волевой неустойчивости,
    девиантного поведения и т.п.

  6. Обоснованность
    индивидуальных и групповых
    психодиагностических обследований,
    их качество, соответствие предъявляемым
    к ним требованиям.

  7. Качество
    психологических заключений, обоснованность
    и действенность выводов, предложений
    и рекомендаций.

  8. Качество
    разрабатываемых психокоррекционных
    программ, занятий, их эффективность.

  9. Наличие
    системы психологического просвещения
    населения (студенты, учащиеся, родители).

  10. Взаимодействие
    психолога с диагностико-реабилитационными,
    социально-педагогическими и другими
    центрами, оказывающими психологическую,
    социальную помощь.

  11. Профессиональное
    устранение фактов психологической
    напряженности во взаимоотношениях
    между работниками ТЦСОН, негативной
    психологической обстановки в ТЦСОН.

  12. Повышение
    квалификации специалиста, в том числе
    самостоятельное повышение профессионального
    уровня.

В
качестве основных критериев оценки
деятельности специалиста по социальной
работе выступают следующие показатели:

  1. Деятельность
    специалиста по социальной работе по
    созданию условий для эффективной работы
    (оборудование и методическое оснащение
    кабинета, сохранность вверенного ему
    имущества).

  1. Регулярное
    и четкое ведение документации, ее
    качество.

  1. Участие
    в научно-исследовательской, методической
    работе.

  1. Качественные
    изменения в работе с клиентами.

  1. Обоснованность
    индивидуальных и групповых социальных
    обследований, анкетирований, их качество,
    соответствие предъявляемым к ним
    требованиям. Качество социальных
    рекомендаций.

  1. Качество
    проводимых социальных программ и
    занятий, индивидуальной и групповой
    работы, в том числе кружковой и клубной
    деятельности, их эффективность.

  1. Эффективность
    организации групп самопомощи и
    взаимопомощи.

  1. Наличие
    системы социального просвещения
    населения, активность форм этой работы.

  1. Взаимодействие
    специалиста по социальной работе с
    общественными, государственными и
    иными организациями.

  1. Повышение
    квалификации специалиста, в том числе
    самостоятельное повышение профессионального
    уровня. 1

  1. Эффективность
    осуществления патронажа определенных
    категорий граждан.

план
работы отделения на год, утвержденный
директором центра;

план
работы отделения на месяц, утвержденный
заведующим отделения и согласованный
директором ТЦСОН;

планы
работы специалистов отделения на месяц,
на день (неделю);

график
работы специалистов отделения;

информация
об учреждениях и организациях, с которыми
взаимодействует отделение;

отчет
о работе отделения;

аналитические
отчеты, справки о работе отделения;

отчеты
и аналитические материалы о реализации
программ социально-психологической
поддержки и планов оказания помощи
конкретным категориям обратившихся в
отделение;

art-therapy

переписка
отделения по основной деятельности;

перечень
психологических и других методик,
используемых в работе специалистами
отделения;

журнал
учета диагностической работы или папка
протоколов психологических диагностических
обследований;

журнал
предварительной записи обратившихся
в отделение;

журнал
предварительной записи на прием к
психологу;

журнал
регистрации обратившихся в отделение
или карточка первичного приема в
отделении;

журнал
консультативного приема и индивидуальной
психологической коррекционной работы;

журнал
учета групповой психологической
коррекционной работы;

Арт-терапия для пожилых людей. Арт-терапия как метод лечения и реабилитации людей преклонного возраста

журнал
учета обращений граждан по телефону;

журнал
учета посещений на дому;

лист-вкладыш
регистрации оказания психологической
помощи (в личное дело находящегося на
обслуживании в ТЦСОН);

карта
социально-психологического патронажа;

психологическая
карта гражданина (клиента);

материалы
по организации и оказанию помощи
(психодиагностические и другие необходимые
информационно-методические материалы,
методические разработки, в том числе
информационные разработки в виде
буклетов, памяток и т.д.);

материалы
о проведении культурно-массовых
мероприятий;

документация
по деятельности клубов, кружков, групп
взаимопомощи и т.д.;

документы
по социально-психологическому патронажу
(личные дела определенных категорий
граждан, состоящих на патронаже в
отделении);

документы
по реабилитационной помощи гражданам
административного района, находящимся
в социально опасном положении
(межведомственные планы, документы по
проводимой работе и т.д.);

документы
по работе социальной библиотеки, если
она организована в данном отделении
(карточки читателей социальной библиотеки,
документы по работе с книжным фондом
социальной библиотеки и т.д.).

В
перечень документации специалистов
отделения входят этические кодексы:
специалиста по социальной работе,
психолога. Также должны быть в наличии
коррекционно-реабилитационные программы,
протоколы просветительских и
профилактичеких мероприятий, протоколы
социального (материально-бытового)
обследования граждан и т.д.

В
каждом кабинете отделения имеется
список имущества и оборудования, а также
ответственный за его сохранность,
алгоритм действий работников в случае
пожара.

Государственное
регулирование в сфере оказания
психологической помощи осуществляется
Президентом Республики Беларусь, Советом
Министров Республики Беларусь,
Министерством здравоохранения Республики
Беларусь, Министерством образования
Республики Беларусь и иными государственными
органами, в том числе местными
исполнительными и распорядительными
органами, в пределах их полномочий.

Нормативные
правовые основы деятельности по оказанию
психологической помощи определены
Законом
Республики Беларусь от 1 июля 2010 г.
№ 153-З «Об оказании психологической
помощи» (далее – Закон).

Министерство
здравоохранения Республики Беларусь
в сфере оказания психологической помощи
осуществляет выдачу специальных
разрешений (лицензий) на осуществление
деятельности по оказанию психологической
помощи.

Иные
государственные органы, в том числе
местные исполнительные и распорядительные
органы, реализуют государственную
политику в сфере оказания психологической
помощи в пределах своих полномочий.

В
целях обеспечения координации деятельности
государственных органов в сфере оказания
психологической помощи Советом Министров
Республики Беларусь создается
Межведомственный координационный совет
по оказанию психологической помощи.

Нормативные
правовые основы деятельности психолога
отделения определены Законом.

Так,
статьей 4 Закона установлены требования,
предъявляемые к психологу.

Психолог
— лицо, непосредственно оказывающее
психологическую помощь и отвечающее
предъявляемым Законом требованиям. При
осуществлении деятельности по оказанию
психологической помощи, требующей
получения соответствующего специального
разрешения (лицензии), психолог должен
соответствовать также иным требованиям,
предусмотренным законодательством о
лицензировании.

Лицензирование
деятельности по оказанию психологической
помощи осуществляется в соответствии
с законодательством о лицензировании.

ТЦСОН,
как государственное учреждение, может
оказывать психологическую помощь без
получения специального разрешения
(лицензии) при условии наличия у
специалистов ТЦСОН, непосредственно
оказывающих психологическую помощь,
соответствующего образования.

оказание
психологической помощи — вид деятельности,
на осуществление которого требуется
специальное разрешение (лицензия), и
уполномочено на выдачу такой лицензии
Министерство здравоохранения Республики
Беларусь;

государственные
органы, иные государственные организации,
организации здравоохранения и учреждения
образования, а также при условии оказания
психологической помощи исключительно
на безвозмездной основе общественные
объединения вправе осуществлять
деятельность по оказанию психологической
помощи без получения специального
разрешения (лицензии).

Арт-терапия для пожилых людей. Арт-терапия как метод лечения и реабилитации людей преклонного возраста

При этом
осуществление такой деятельности
допускается при наличии у работников
(служащих), непосредственно оказывающих
психологическую помощь, высшего
медицинского, высшего психологического
или высшего педагогического образования
либо при соответствии их иным специальным
требованиям, определяемым законодательством.

Показания для проведения терапии искусством

психологическое
консультирование
— комплекс мероприятий, направленных
на содействие гражданину (группе граждан)
в разрешении психологических проблем,
в том числе в принятии решений относительно
профессиональной деятельности,
межличностных отношений, на развитие
личности, ее самосовершенствование и
самореализацию, а также на преодоление
последствий кризисных ситуаций;

психологическая
коррекция
— комплекс мероприятий, направленных
на исправление (корректировку) особенностей
личности гражданина и его поведения,
которые приводят к психологическим
проблемам;

психологическая
профилактика
— комплекс мероприятий, направленных
на своевременное предупреждение
возможных нарушений в становлении и
развитии личности гражданина и
межличностных отношений, содействие
гражданину в сохранении и укреплении
состояния его душевного равновесия;

психологическое
просвещение
— комплекс мероприятий, направленных
на распространение психологических
знаний, повышение степени информированности
граждан о психологии и возможностях
психологической помощи в целях повышения
уровня их психологической культуры и
качества личной жизни.

Арт-терапия для пожилых людей. Арт-терапия как метод лечения и реабилитации людей преклонного возраста

Составной
частью любого вида психологической
помощи может являться психологическая
диагностика,
выражающаяся в оценке
индивидуально-психологических свойств
личности гражданина и направленная на
выявление психологических проблем
гражданина, уточнение их особенностей.

Профилактика
суицидального поведения
— система практических мер по выявлению
лиц, склонных к суицидальному поведению,
оценке степени суицидального риска,
предупреждению суицидальных происшествий,
а также устранению или ослаблению
социальных и социально-психологических
факторов, способствующих формированию
и проявлению суицидального поведения,
созданию суицидогенной обстановки.

Оказание
психологической помощи осуществляется
на основании методов и методик, разрешенных
к применению Министерством здравоохранения
Республики Беларусь и Министерством
образования Республики Беларусь.

Порядок
и условия применения методов и методик
оказания психологической помощи
определяются Министерством здравоохранения
Республики Беларусь и Министерством
образования Республики Беларусь.

Очная
форма
оказания психологической помощи —
оказание психологической помощи без
использования средств электросвязи.

Заочная
форма
оказания психологической помощи —
оказание психологической помощи с
использованием средств электросвязи.

Арт-терапия для пожилых людей. Арт-терапия как метод лечения и реабилитации людей преклонного возраста

Оказание
психологической помощи гражданину
осуществляется индивидуально
или в составе группы.

Оказание
психологической помощи гражданину
(группе граждан) для преодоления
последствий кризисных ситуаций может
осуществляться путем
кризисного вмешательства.

Психологическая
помощь оказывается на
безвозмездной и возмездной основе.

ТЦСОН,
как государственное учреждение
социального обслуживания, обязано
обеспечить оказание психологической
помощи на безвозмездной основе
малообеспеченным и находящимся в трудной
жизненной ситуации гражданам — на
основании государственных минимальных
социальных стандартов в области
социального обслуживания

соответствии с постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 8 июня
2001 г.

№ 858 «Об утверждении Перечня
бесплатных и общедоступных социальных
услуг, предоставляемых государственными
учреждениями социального обслуживания
органов по труду, занятости и социальной
защите в соответствии с их профилем и
Положения о порядке и условиях
предоставления социальных услуг
государственными учреждениями социального
обслуживания органов по труду, занятости
и социальной защите», а также
постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 4 апреля 2003 г.

№ 456 «Об утверждении
норм и нормативов обеспеченности граждан
услугами государственных учреждений
социального обслуживания в рамках
Перечня бесплатных и общедоступных
социальных услуг, предоставляемых
государственными учреждениями социального
обслуживания системы органов по труду,
занятости и социальной защите в
соответствии с их профилем»).

Таким
образом, психологические услуги не
малообеспеченным и не находящимся в
трудной жизненной ситуации гражданам,
и не определенные Перечнем
бесплатных и общедоступных социальных
услуг, предоставляемых государственными
учреждениями социального обслуживания
органов по труду, занятости и социальной
защите в соответствии с их профилем,
могут
предоставляться ТЦСОН на возмездной
основе согласно тарифам, утверждаемым
облисполкомами и Минским горисполкомом.

работникам
ТЦСОН;

с
использованием средств электросвязи;

несовершеннолетним
в случаях, определенных Законом.

Несовершеннолетним
в ТЦСОН психологическая помощь
предоставляется в пределах компетенции
органов по труду, занятости и социальной
защите, не подменяя функции органов и
учреждений образования.

Оказание
психологической помощи на возмездной
основе осуществляется на основании
письменных договоров об оказании
психологической помощи, за исключением
психологической помощи, оказываемой
анонимно. К договору об оказании
психологической помощи применяются
правила, установленные законодательством
для договора возмездного оказания
услуг.

Психологическая
помощь может оказываться анонимно на
возмездной или безвозмездной основе.
Анонимно психологическая помощь
оказывается по желанию гражданина,
обратившегося за оказанием психологической
помощи. На гражданина, обратившегося
за оказанием психологической помощи
анонимно, оформляется специальная
карта, в которой указываются названные
гражданином фамилия, возраст и место
жительства (место пребывания), без
предъявления документа, удостоверяющего
личность.

при
установлении фактов жестокого обращения,
физического, психического, сексуального
насилия в отношении несовершеннолетнего;

в
случае признания несовершеннолетнего
находящимся в социально опасном
положении, в том числе нуждающимся в
государственной защите;

Арт-терапия для пожилых людей. Арт-терапия как метод лечения и реабилитации людей преклонного возраста

при
оказании психологической помощи в виде
психологического просвещения и
психологической профилактики в
учреждениях образования и организациях
здравоохранения;

в
случае принудительного оказания
медицинской помощи несовершеннолетним,
страдающим психическими и поведенческими
расстройствами, в государственных
учреждениях здравоохранения;

несовершеннолетним,
оказавшимся в чрезвычайной ситуации
природного и техногенного характера;

несовершеннолетним,
находящимся в специальных
лечебно-воспитательных учреждениях,
специальных учебно-воспитательных
учреждениях;

при
обращении несовершеннолетнего за
оказанием психологической помощи
анонимно.

Недееспособным
гражданам, обратившимся за оказанием
очной психологической помощи, помощь
психологов ТЦСОН предоставляется с
согласия и (или) в присутствии их законных
представителей.

органов,
ведущих уголовный процесс, в связи с
проведением предварительного расследования
или судебным разбирательством;

руководителей
органов или учреждений, исполняющих
наказание и иные меры уголовной
ответственности, для обеспечения личной
безопасности и ресоциализации граждан;

Арт терапия – это…

руководителей
государственных организаций
здравоохранения, оказывающих
психотерапевтическую, психиатрическую,
наркологическую, сексологическую
помощь, для оказания такой помощи;

руководителей
учреждений образования в целях улучшения
условий организации обучения и воспитания
обучающихся (воспитанников) этих
учреждений;

научных
работников в связи с проведением ими
научных исследований или специалистов,
занимающихся педагогической деятельностью
в области психологии, психотерапии,
психиатрии, сексологии, в связи с
осуществлением ими педагогической
деятельности — в форме, исключающей
наличие сведений личного характера,
позволяющих идентифицировать конкретного
гражданина.

Психологи
обязаны сообщать в правоохранительные
органы информацию, составляющую
профессиональную тайну, если она содержит
сведения о совершенном особо тяжком
преступлении либо о готовящемся тяжком,
особо тяжком преступлении.

При
этом необходимо учитывать, что
преступления в зависимости от характера
и степени общественной опасности
подразделяются на преступления, не
представляющие большой общественной
опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо
тяжкие.

К
преступлениям, не представляющим большой
общественной опасности,
относятся умышленные преступления и
преступления, совершенные по неосторожности,
за которые законом предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на
срок не свыше двух лет или иное более
мягкое наказание.

К
менее тяжким преступлениям
относятся умышленные преступления, за
которые законом предусмотрено максимальное
наказание в виде лишения свободы на
срок не свыше шести лет, а также
преступления, совершенные по неосторожности,
за которые законом предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на
срок свыше двух лет.

Арт терапия – это…

К
тяжким преступлениям
относятся умышленные преступления, за
которые законом предусмотрено максимальное
наказание в виде лишения свободы на
срок не свыше двенадцати лет.

К
особо тяжким преступлениям
относятся умышленные преступления, за
которые законом предусмотрено наказание
в виде лишения свободы на срок свыше
двенадцати лет, пожизненного заключения
или смертной казни.

Психологи
обязаны информировать законных
представителей несовершеннолетних и
лиц, признанных недееспособными, о
психологических проблемах несовершеннолетних
и лиц, признанных недееспособными, при
которых существует вероятность совершения
ими суицидальных действий. Предоставление
такой информации не является разглашением
профессиональной тайны.

Показания для проведения терапии искусством

  • состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение;
  • эмоциональная нестабильность и импульсивность человека;
  • наличие страхов и фобий;
  • заниженная самооценка и негативное отношение к себе;
  • состояние повышенной тревожности;
  • безосновательная раздражительность и конфликтность человека;
  • замкнутая личность и состояние психического напряжения;
  • полученная психологическая травма;
  • нарушенные коммуникативные качества;
  • кризисы определенного возраста;
  • задержка в психическом либо речевом развитии у ребенка.

Полезна данная психологическая техника для детей и подростков, для зрелых людей и представителей старшего поколения.

Цели методики

Создаются
с целью снижения психологического
дискомфорта, уровня агрессии людей,
включая аутоагрессию и суицид, формирования
психологической культуры и укрепления
психического здоровья и атмосферы
психологической защищенности
населения.

обеспечение
доступности и своевременности
психологической помощи по телефону для
граждан независимо от их социального
статуса и места жительства;

обеспечение
каждому обратившемуся за советом и
помощью возможности доверительного
диалога;

психологическое
консультирование по телефону;

помощь
абонентам в мобилизации их творческих,
интеллектуальных, личностных, духовных
и физических ресурсов для выхода из
кризисного состояния;

расширение
у абонентов диапазона социально и
личностно приемлемых средств для
самостоятельного решения возникших
проблем и преодоления имеющихся
трудностей, укрепление уверенности в
себе;

информирование
абонентов о деятельности иных служб и
организаций в рамках имеющихся сведений;

направление
абонентов к иным службам, организациям,
учреждениям, где их запросы могут быть
удовлетворены более полно и квалифицированно,
содействие обращениям населения за
помощью к профессиональным психологам
(на очное консультирование);

анализ
причин и источников повышенного
психического напряжения различных
возрастных и социальных групп населения
и доведение результатов до сведения
заинтересованных органов учреждений.

Экстренная
анонимная психологическая помощь по
телефону ТЦСОН гражданам предоставляется
бесплатно.

Девиз:
Помощь также близка, как и телефон…”

Особенности
телефонной коммуникации: пространственные
и временные особенности; возможность
прервать контакт; «эффект ограниченной
коммуникации»; «эффект доверительности».
Рассмотрим каждую из них подробнее.

Пространственные
особенности.
Консультант может оказывать воздействие
на обратившегося, который удалён от
него на большое расстояние. Сфера
профессиональной деятельности расширяется
дальше за рамки кабинета, что повышает
моральную и профессиональную
ответственность за собеседника, а вместе
с тем и психологическую нагрузку,
испытываемую консультантом.

Максимальная
анонимность.
При личном обращении к специалисту,
даже без предъявления документов,
анонимность является неполной, т.к.
консультант общается лицом к лицу с
клиентом и может впоследствии узнать
его. Контакт по телефону обеспечивает
максимальную анонимность.

Возможность
прервать контакт.
Телефонный консультант предоставляет
возможность прервать беседу в любой
момент – для этого достаточно нажать
на рычаг телефонного аппарата. При
очной консультации сделать это
значительно труднее.

Арт терапия – это…

Эффект
ограниченной коммуникации.
Обращение по телефону осуществляется
по единственному акустическому каналу.
Это приводит к сужению потока информации,
которым обмениваются говорящие.
Телефонная коммуникация в силу
исключительно акустического и почти
полностью вербального характера (речь
по телефону почти не содержит невербальных
средств, присущих обычной речи),
обуславливает переорганизацию речевой
деятельности абонента.

Это способствует
интеллектуальному овладению пациентом
психотравмирующей ситуацией, облегчает
формирование её реалистического принятия
и переходу к конструктивной личностной
позиции. Эффект ограниченной коммуникации
характеризуется большей последовательностью,
внутренней организованностью,
систематизацией психотерапевтической
беседы, приводит к более структурированному
и логическому изложению проблем абонента.

Эффект
доверительности.
Хотя общающиеся по телефону могут
находиться на значительном расстоянии
друг от друга, их голоса звучат в
непосредственной близости, т.е. абонент
и консультант в определённом смысле
находятся рядом. Это свойство телефонной
связи способствует быстрому формированию
доверительности в беседе, облегчает
включение в обсуждение глубоко личных
проблем. «Эффект доверительности»
помогает консультанту в работе и
способствует её успешности.

Таким
образом, в общении по телефону сочетаются
два важных свойства: личный характер
коммуникации, присущий традиционным
формам связи – доверительной беседе,
письму, записке — и незамедлительность,
безотлагательность действия современных
электронных средств коммуникации.

Основным
видом оказания психологической помощи
по телефону выступает психологическое
консультирование,
которое позволяет действовать по
собственному усмотрению и обучаться
новому поведению, способствует развитию
личности, помогает акцентировать
ответственность клиента (т.е. индивид
способен в соответствующих обстоятельствах
принимать самостоятельные решения, а
консультант создаёт условия, поощряющие
волевое поведение клиента).

Главной
стратегией работы психолога при
телефонном консультировании является
консультирование клиента по поводу
принятия им собственного решения. Такое
консультирование – одно из самых
сложных, но и самых необходимых.

В
практике телефонного консультирования
принят подход, получивший название
«терапия
выслушивания».
Цель работы – взаимопонимание, открытость
между собеседниками, особая атмосфера
доверия, способствующая диалогу двух
уважающих и принимающих друг друга
людей, возникновение «очищающей
исповеди». Довольно редкое явление в
обычной жизни, которое предполагает
полную погружённость в собеседника,
максимальную искренность и честность.

отсутствие
выбора собеседника (в профессиональной
ситуации консультант должен быть
естественным, спонтанным и положительно
расположенным ко всем абонентам);

Арт терапия – это…

консультант
не должен перебивать, высказывать без
надобности своё мнение, оценочные
суждения, критиковать и поучать абонента,
что тоже несколько обедняет спонтанность
и подлинность сотрудника, как участника
контакта;

другие
ограничения: говорить на языке абонента,
быть максимально понятным, придерживаться
последовательности рассказа абонента
и не предлагать свою точку зрения
наводящими и уточняющими вопросами и
т. д.

Главное
в беседе – создать ситуацию для
эмоционального отреагирования. Это
позволяет в дальнейшем работать над
когнитивным овладением психотравмирующей
ситуацией, поиском причин её возникновения,
повышением возможностей адаптации.

Руководство
по телефонному консультированию
потенциально
суицидальных личностей

Суицид
можно предотвратить. Большинство жертв
суицида не хо­тят умирать.

Суицид
возглавляет спи­сок причин насильственных
смертей.

Разговоры
о суициде — не повод, чтобы наложить на
себя руки.

Суицидальное
поведение не наследуется, но его риск
выше для тех людей, кто потерял из-за
самоубийства близкого родственника.

Суицид
занимает второе место в списке причин
смерти среди мо­лодежи. На первом
месте — несчастные случаи, хотя некоторые
из них мо­гут рассматриваться как
суицид, например, разбившийся насмерть
води­тель-одиночка.

За
последние тридцать лет утроилось
количество зарегистриро­ванных
случаев суицида среди молодежи.

Мужчины
в три раза чаще по сравнению с женщинами
совершают самоубийства, однако женщины
в четыре раза чаще по сравнению с
муж­чинами предпринимают попытки
суицида.

Более
80% людей сообщают о своем намерении
совершить само­убийство, прежде чем
это сделать. Они дают заранее знать о
своих несчастьях и/или страданиях.

Знание
поведенческих черт, характерных для
потенциально суицидальных личностей
(таких, например, как настойчивые или
повторные мысли о самоубийстве;
депрессивное настроение, нередко наличие
сильной зависимости от наркотиков или
алкоголя; чувство изоляции, отверженности;
ощущение безнадежности и беспомощности;

Стратегии,
направленные на снижение риска суицида
при общении с клиентом

Для
успешной работы консультанту с такой
категорией клиентов важно знать факторы,
повышающие риск суицидального по­ведения,
например, такие, как: недавние потери,
связанные со смертью, разводом, разрывом
взаимоотношений, потерей работы, денег,
общественного положения, самоуверенности,
самооценки;

При
попытке определения риска или опасности
суицида бывает по­лезно иметь перед
собой серию вопросов для оценки факторов
риска.

Почему Вы
позвонили именно сейчас?

Было ли у Вас
чувство подавленности в последнее
время?

Арт терапия – это…

Бывали ли у Вас
мысли о том, что жизнь безнадежна?

Возникало ли у
Вас желание умереть?

Считается,
что чем конкретнее план, тем выше риск
суицида. Это не означает, что некто со
смутными мыслями о самоубийстве, не
должен восприни­маться всерьез. Для
некоторых людей характерна импульсивность.
Они могут совершить самоубийство, не
прибегая к планированию или деталь­ной
разработке его плана.

Методы арт-терапии

Арт-терапию принято классифицировать по нескольким принципам:

  1. 1. Количество пациентов: групповая (в том числе семейная) и индивидуальная.
  2. 2. Возраст пациентов: для детей дошкольников, школьного возраста, подростков, взрослых, пожилых людей.
  3. 3. Участие клиента в процессе: пассивная терапия — когда он только созидает или слушает произведения искусства других авторов; активная — когда сам выступает в роли творца.
Вид арт-терапии Суть Реализация
Музыкальная Прослушивание приятной музыки благоприятно воздействует на психику и самочувствие человека через слуховые рецепторы. Проводится в группах или индивидуально. Музыка может быть любого направления, живая или в записи. Многие люди, испытывая потребность выплеснуть чувства, неосознанно выбирают такой простой и доступный способ, как прослушивание грустных композиций. Это желание вполне естественно и должно быть удовлетворено Подходит людям со всеми отклонениями и проблемами. Не обязательно обращаться к специалистам, достаточно с закрытыми глазами в спокойной обстановке слушать то, что подходит сейчас под настроение
Театральная Игра различных ролей в постановках позволяет улучшить мыслительные процессы и выплеснуть нереализованные чувства Эффективна для людей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой. Стеснительным и замкнутым лучше отдать предпочтение другим видам искусства
Игровая С помощью манипуляций с игрушками можно решить проблемы, которые появились в детстве через воспоминания и возникающие при этом эмоции. В терапии для детей способствует развитию фантазии, воображения и самоактуализации. Задача арт-терапевта — правильно трактовать личностные проявления ребенка и донести нужную информацию родителям для домашней коррекции Подходит как детям, так и взрослым. Для первых это один из основных видов деятельности, для взрослых — способ погрузиться в воспоминания
Художественная (рисование) На бумагу с помощью рисунка выплескиваются внутренние конфликты, переживания, скрытые желания. Оценивая результат, взрослый человек может по-другому посмотреть на свое состояние и понять то, что до этого было скрыто от сознания. Этот вид арт-терапии повышает самооценку, помогает выразить протест, скрытые желания и развивает творческие способности у детей и взрослых. Есть множество техник рисования, выбрать подходящую можно исходя из личных предпочтений Применяется для преодоления невроза. На начальной стадии терапии лучше отдать предпочтение краскам и мягкой кисточке, чем карандашам и фломастерам. Рекомендуется взять широкую палитру цветов. От линеек и прочих предметов, помогающих чертить ровные линии, лучше отказаться
Маскотерапия Маска — предметный образ, символизирующий внутреннее состояние. Разрисовывая и декорируя ее, основываясь на своих ощущениях, можно спроектировать свое текущее состояние Подходит людям с комплексами и серьезными проблемами, связанными с восприятием себя как части общества
Песочная Клиенту детского, взрослого или пожилого возраста предлагается остаться наедине с собой и нарисовать картину на песке. На бессознательном уровне через акт творения и тактильные ощущения снимается внутреннее напряжение, рассеивается тревожность. Переживания и внутренние конфликты в огражденном пространстве выливаются в зримые образы, которые можно проанализировать и найти выход из ситуации, а также улучшить мнение о себе Идеально подходит как метод профилактики психических расстройств, для разрядки интровертов в трудной ситуации
Коллаж Человеку предлагается создать объемную картину, используя различные по текстуре виды бумаги, природные материалы, ткань и любые подручные средства. Все детали необходимо приклеивать на ватман или большой лист бумаги скотчем, клеем или степлером. Картина может иметь определенный сюжет или быть просто набором изображений, понятным только самому автору. Этот вид арт-терапии позволяет раскрыть творческий потенциал, выявить скрытые желания и снять нервное напряжение. На групповых сеансах позволяет сплотить участников. Рекомендуется использовать только на завершающей стадии терапии, когда состояние человека значительно улучшилось, ответы на вопросы найдены и хочется просто спокойно и отвлеченно созидать творение. Хорошо подойдет в качестве профилактики стрессов. Можно создавать коллаж и в домашних условиях в качестве визуализации планов на будущее
Цветовая Пациент наносит на свое тело или тело партнера краски различных цветов, выражая свое внутреннее состояние. Кроме творческой реализации, разные цвета позволяют благоприятно влиять на органы разных систем через визуальное восприятие. Этот способ эффективен для снятия напряжения и избавления от комплексов Психологи рекомендуют применять цветотерапию парам, в чьих отношениях возникло напряжение и отчужденность. Выплескивая свои переживания и обиды через краску и взаимодействуя тактильно, они сближаются и становятся более открыты друг к другу
Сказкотерапия Сочиняя сказки с примерами, иллюстрирующими моральные ценности, клиенту помогают разобраться в себе, найти ответ на волнующие вопросы, сделать выводы. Автор сказки должен быть осведомлен в проблемах клиента и завоевать его доверие. Сама сказка не должна иметь никаких четких указаний, только подтекст и ситуации, которые можно оценивать с разных сторон. Обсуждая эту историю и анализируя ее, человек может провести параллели с событиями собственной жизни и понять, что на них можно смотреть под разными углами и делать различные выводы Применяется в основном для поддержания эмоционального состояния детей, но в отдельных случаях эту разновидность используют и взрослые
Лепка Используя тесто для лепки или пластилин, можно выразить свой внутренний мир и сбросить негатив, создавая скульптуру. Во время такого тренинга происходит реализация не только творческого потенциал, но и успокаивается нервная система благодаря тактильному контакту с податливым материалом. Этот вид арт-терапии некоторые специалисты считают способом натолкнуть человека на мысль, что в его силах «слепить» что угодно из проблемы, сконцентрировавшись на ситуации Идеально подойдет людям, переполненными агрессией и злостью

Разновидности арт-терапии одновременно являются ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума. Кроме перечисленных, широко применяются фототерапия и способ с использованием метафорических карточек.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

  • как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
  • для увеличения эффективности психотерапии
  • ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
  • для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
  • чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
  • чтобы установить контакт с пациентом
  • для улучшения самоконтроля
  • для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента.

Методы арт-терапии Описание 
изотерапия лечение рисованием или другим изобразительным искусством
мандалотерапия основанная на использовании мандал
музыкальная терапия терапия музыкальными произведениями
МАК техника, основанная на использовании метафорических карт ассоциаций
песочная терапия терапия с применением песка
сказкотерапия лечение сказками
куклотерапия куклы спешат на помощь, терапия куклами
библиотерапия лечение, основанное на религии
фототерапия набор психотехник, для лечебно-коррекционного применения фотографии
танцевальная терапия вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве
кинотерапия просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога
драматерапия театр-драма как средство и метод лечебной терапии
глинотерапия применение глины в лечебных целях

К арт-терапевтическим занятиям можно отнести квиллинг, оригами, аппликацию, вязание и, собственно, любой вид творчества. Каждое такое занятие по-своему полезно, оно улучшает психическое состояние человека и «меняет заряд его эмоций с минуса на плюс».

Как проходят занятия по арт терапии?

Занятия по арт-терапии могут быть групповыми или индивидуальными. Собственно, это характерно для любой корректирующей, психологической техники. Для проведения их нужно соответствующее помещение, а также инструмент и материалы, которые будут использоваться во время целебного творчества.

Арт-терапевтические группы бывают студийными, открытыми, закрытыми, структурированными или неструктурированными. Куда чаще группу можно назвать смешанной по всем этим признакам. Конечно, если занимается сразу несколько человек, важно следить, чтобы все они соблюдали личное пространство друг друга, ведь речь идет о творчестве. Хорошо, если руководитель группы сразу продумает схему расположения учеников и оборудует рабочее место каждого из них.

В среднем, одно занятие арт-терапией продолжается от 1,5 и до 2 часов. Их периодичность чаще всего составляет 1-2 раза в неделю.

Арт-терапевтические сеансы могут сильно между собой различаться. Это зависит от того, какой вид искусства берется за основу и какую цель преследует само занятие.

Как правило, психолог или специалист в данной области терапии встречается с клиентом или группой, после короткого вступления, задающего тон занятию, он предлагает участникам выбрать материалы и приступить к действию. При этом, царит максимально спокойная, способствующая творческой реализации атмосфера. Когда сеанс закончен, результаты творческого труда обсуждаются и анализируются со специалистом.

Важно! В ходе занятий врач полностью концентрирует человека либо группу людей на их чувствах, эмоциях либо тактильных ощущениях. При этом, наличие художественных либо прочих навыков у больных не имеет определяющего значения для того, чтобы стать участником арт-терапии.

Процесс лечения творчеством условно делится на следующие этапы:

  1. Вводная часть, в рамках которой психотерапевт настраивает пациентов, устанавливает с ними контакт, а после вовлекает в процесс творчества.
  2. Переход к актуализации ощущений и формированию темы творчества.
  3. Осуществляется непосредственный творческий процесс.
  4. Обсуждается процесс работы и результаты творчества.
  5. Корректировка и доработка результатов арт-упражнений.
  6. На базе всего этого процесса терапевт диагностирует состояние больного и делает соответствующие выводы.

Арт-терапия упражнения

Виды арт терапии довольно разнообразны, их арсенал все время пополняется, что позволяет найти к каждому пациенту индивидуальный подход. И все же, как и в любой психологической практике, здесь можно назвать безотказные и стопроцентно эффективные упражнения. Рассмотрим самые популярные методы и упражнения.

Изотерапия

Арт терапия – это…

Изотерапия — лечение посредством занятий рисованием либо изобразительным искусством. В данном случае пациенту предлагают сделать выбор между кистями и красками, карандашами либо мелкими ручками для творчества. К изотерапии прибегают, как правило, в том случае, когда у пациентов наблюдаются невротические либо психосоматические патологии, а также трудности в общении и социальной адаптации.

1. Каракули. Цель методики — нарисовать хаотичным образом непрерывные линии на листе бумаги. Сначала за дело берется первый участник, затем его сменяет второй. Так происходит пока кто-нибудь не решит, что рисунок готов. После этого начинается обсуждение — каждый должен объяснить часть своего творения.

2. Сюжетный рисунок. Все участники группы экспромтом делают рисунки на заданную тему. Причем выполняя каждый должен выразить свои чувства и эмоции. Это поможет разобраться в эмоциональном состоянии пациента.

3. Радость. К работе нужно приступать в расслабленном виде. Следует вспомнить радостные моменты жизни и попытаться запечатлеть их на бумаге. Это поможет улучшить эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на чувствах.

4. Рисование музыки. Прослушивая композицию, нужно попытаться выразить свои эмоции на бумаге. В результате появиться прилив сил, поднимется настроение, уйдет скованность и напряжение.

5. Рисование эмоций. В случае, когда человеку надо помочь избавиться от негатива, обиды, злости и прочих деструктивных эмоций, подойдет задание «нарисовать эмоцию». Как вариант, можно создать «колесо эмоций», используя оттенки для выражения положительного и отрицательного в своем эмоциональном самочувствии.

Другие упражнения и методы 

Расслабиться и снять эмоциональное напряжение может помочь терапия музыкой или пальцевый рисунок. Также можно попробовать рисовать, закрыв глаза. Таким образом, тайное и подавляемое, тщательно контролируемое подсознанием, становится явным. Для большего эффекта можно совмещать музыкальную и художественную терапию. Желательно использовать только те цвета, которые человеку нравятся и вызывают у него ощущение успокоения и прочие позитивные эмоции.

Когда задачей арт-терапевта является помощь пациенту на пути к счастью, хорошо бы на занятии создать индивидуальный коллаж этого самого счастья. Таким образом, будет понятно, к чему стремится пациент и чего ему не хватает. Еще одна изобразительная техника – это создание рисунка свободы. Также хорошо во время занятий создавать мягкие игрушки или другие приятные мелочи. Подобные занятия благотворно сказываются на психике.

Арт терапия – это…

Человек, которому нужно помочь пережить потерю или избавиться от психологической травмы, должен обрести покой и почувствовать себя защищенным. В этом ему поможет, например, рисование идеально спокойного места. И не важно, будет оно реальным или сказочным. Хорошо бы посредством творческого дневника превратить негатив в искусство, либо создать творческую диораму. Многим становится легче, если они нарисуют то, что их пугает. После анализа рисунка и его проработки страх становится меньше.

Помочь пациенту самовыразиться можно, предложив ему нарисовать себя в виде сказочного или реального животного, либо составить коллаж из своих положительных характеристик и преимуществ. Можно, как вариант, озадачить его созданием собственного герба или коробки ценностей. Все это повышает самооценку и помогает четче определить свои сильные стороны.

Музыкотерапия

Психологическое воздействие на состояние пациента оказывается посредством музыки. В данной ситуации человек может прослушать мелодию, сыграть ее либо сочинить собственную.

Некоторые упражнения:

  1. Шум прибоя. Сначала все участники слушают звуки моря, затем пытаются изобразить это звуками. Это поможет расслабиться и восстановить свой эмоциональный фон.
  2. Звуки природы. Звучит успокаивающая музыка со звуками природы. Терапевт предлагает всем сесть поудобнее и расслабиться, представив, что все участники находятся в диком лесу. Такое упражнение поможет привести в норму свои эмоции.
  3. Шторм. Все должны представить, что находятся на корабле. Начинает играть музыка Вивальди «Шторм» — на палубе рвутся паруса, ломаются мачты, корабль, как щепка метается в море. Этим пациент сможет пережить свое эмоциональное состояние. Затем наступает штиль под музыку Чайковского «Баркаролла» — ветер стихает, корабль скользит по, ровной как зеркало воде. При этом человек понимает, что все проблемы решаемы, нужно найти лишь правильный выход. В заключении играет музыка Шостаковича «Праздничная увертюра» — вот он такой долгожданный берег, родной дом. Это и есть выход из сложившихся проблем.

Глинотерапия

Глинотерапия призвана помочь тем, кому тяжело выговориться, а также рассказать о собственных чувствах и переживаниях. Лепка позволяет человеку управлять собой и ощутить в себе творческое начало, что дает возможность побороть страх, обиду либо агрессию.

Несколько упражнений:

  1. Осознай себя. Всем участникам группы предлагают вылепить из глины собственную фигуру. Затем необходимо представить, что эта глиняная копия попала в какую-то жизненную ситуацию. Во время такой игры вскроются проблемы, о которых человек не может сказать вслух.
  2. Страх. Терапевт предлагает слепить самое ужасное, что было в жизни. Анализ получившейся фигуры (взгляд со стороны) поможет преодолеть проблему. В заключении вся композиция разрушается — страха больше нет.

Выбор той или иной арт-терапевтической техники зависит от цели занятия и задачи, которую надо решить, а также от особенностей самого пациента, в частности, от его возраста. Работа со взрослыми несколько отличается от творческих манипуляций с детьми.

Эффективные упражнения для взрослых:

  1. 1. Обсуждение музыкальной композиции или картины художника после длительного изучения творения. Анализ позволяет по-разному смотреть на одну и ту же ситуацию, дать волю фантазии и домыслить некоторые факты, делать определенные выводы на основании личного восприятия и опыта. Рассуждая на тему чужого творения, человек отвлекается, начинает мыслить шире и в будущем может проводить параллели со своими внутренними переживаниями. Подобное упражнение целесообразно проводить в группах: точки зрения разных людей помогут расширить кругозор и научиться принимать мнения, отличные от собственного.
  2. 2. Рисование ограниченным количеством цветов: любимым и нейтральным, наиболее характеризующими личность. Картина может быть сюжетной или абстрактной. Помогает выплеснуть на бумагу негативные эмоции, злость, агрессию.
  3. 3. Рисовать каракули в отдельном блокноте ежедневно на протяжении 10 дней. Одновременно нужно делать пометки касательно своих текущих переживаний и эмоций.
  4. 4. Раскрашивание рисунков в раскрасках-антистресс. Их можно купить готовыми или создавать самостоятельно. Прием нацелен на успокоение нервной системы, снятие напряжения и систематизацию мыслей.
  5. 5. Создание образа своей проблемы из пластилина, воска или глины. Затем с фигурой нужно поговорить откровенно, далее избавиться от нее или трансформировать в другой образ, более позитивный.
  6. 6. Сочинение сказки для своего ребенка (в случае семейной арт-терапии). Процесс позволит понять, совпадает ли желание родителя донести что-то до малыша с его с готовностью воспринять информацию, природу конфликта между поколениями, сблизит родных людей.
  7. 7. Создание коллажа на любую из тем: «Я через год», «Я без своей проблемы», «Зачем мне…». Визуализация поможет найти способы достижения целей и устранения трудностей, определиться с выбором, принять важное решение, избавиться от комплексов.

Методики и приемы арт-терапии для детей:

  1. 1. Во время звучания песни нужно подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.
  2. 2. Нарисовать людей или предметы на заданную или вольную тему («Кем я хочу быть», «Моя мечта», «Мои родственники»). Поможет специалисту понять, как ребенок воспринимает себя и окружающих, его самооценку и скрытие желания.
  3. 3. Нарисовать картину пальцами, природными материалами, краской без заданной темы. Это прием марания, нацелен на выброс негативных эмоций у детей (особенно дошкольного возраста) склонных к агрессии и гиперактивности, на развитие фантазии.
  4. 4. Сделать произвольное количество отпечатков ладошки, пальцев или других предметов на бумаге с помощью красок. Это прием монотипии, он помогает справиться со злостью.
  5. 5. Нарисовать любую картину на мокром листе бумаги красками. Капли красок разных цветов будут растекаться, переходя одна в другую, образуя причудливые абстрактные формы и новые оттенки. Участвуя в процессе и наблюдая за ним, ребенок успокаивается, снимает напряжение и отвлекается от проблем.
  6. 6. Нарисовать что угодно карандашами, мелками или фломастерами с помощью завитков и каракуль. Прием широко используется в психотерапевтических практиках. Упражнение позволяет снять мышечный тонус и развивает усидчивость.
  7. 7. Слепить из пластелина то, что тревожит ребенка, высказать творению все, что хочется, уничтожить его или трансформировать в более привлекательную фигуру. Упражнение помогает сбросить напряжение и найти решение проблемы. Подходит детям старшего возраста.

Арт-терапия для дошкольников

Искусство как средство исцеления и общения особенно актуально для детей и подростков. Маленьким детям часто приходится полагаться на ограниченный язык для выражения сложных мыслей и эмоций, и существует барьер, который можно преодолеть с помощью вещей, которые они понимают немного лучше, таких как рисование и раскраска. Для подростков не менее важно иметь такую ​​свободную от давления и без последствий среду для своих мыслей и чувств.

Раскраски антистресс для детей приносит неоценимую пользу:

  1. Расслабление. Ребёнок об этом и не подозревает, но во время раскрашивания его мозг отдыхает. Улучшение концентрации. Сосредоточение на одном деле служит своего рода тренировкой силы воли, внимательности и усидчивости.
  2. Развитие координации и аккуратности. Мало кто из взрослых помнит, как сложно поначалу вписаться в контур, не залезть на часть рисунка, где должен быть другой цвет. Ребёнок учится рассчитывать силы и выполнять движения чётко.
  3. Улучшение восприятия. Для самых маленьких раскраска может стать платформой для запоминания цветов, форм. Изучения окружающего мира.
  4. Совершенствование логики и воображения. Казалось бы, рисунок уже готов, что тут ещё придумаешь. Но никто не мешает малышу что-то дорисовать, сделать разноцветным там, где этого по идее быть не должно. И главное, у ребёнка всегда будет конкретная причина, почему его картинка выглядит именно так.
  5. Развитие памяти. Многие раскраски – это картинки из жизни. И малыши на подсознательном уровне пытаются сделать свой рисунок правдоподобным. Но для этого нужно вспомнить, как выглядит машинка или арбуз.

Существует также педагогическая арт-терапия, в рамках которой ребенок учится быть самим собой и использовать эмоции в качестве инструмента для общения. Тут в качестве помощников для педагога будут выступать понятия волшебства, юмора и справедливости, присутствующие в сказках, а также музыка и образы в произведениях, создаваемых великими художниками и самими малышами.

adrian_hill

В данном случае главной педагогической задачей выступают обучение детей корректному общению, сопереживанию и бережному взаимоотношению с окружающими людьми.

В качестве преимуществ арт-терапии для дошкольников специалисты называют совмещение психологии, медицины и педагогики, что позволяет достигнуть куда больше целей. Помимо того, достоинствами являются:

  1. Безопасная обстановка во время занятий и отсутствие конкуренции между детьми.
  2. Благодаря получаемому в виде рисунка, танца либо песни результату после каждого занятия педагог может отслеживать возникающие изменения в развитии ребенка.
  3. Возможность осознания ребенком собственной ценности посредством таких занятий.

Для детей дошкольного возраста характерна изменчивость внимания и невозможность длительной концентрации на задаче. Это следует учесть, планируя арт-терапевтический сеанс.

Арт-терапия для взрослых

Она позволяет высвободить отрицательные эмоции и внутренние переживания, не причиняя ущерб окружающим вещам и людям. Применяя простые и доступные приемы, терапевт оценивает физическое и душевное состояние пациента, устраняет выявленные проблемы и улучшает эмоциональное состояние.

Психокоррекция проводится с применением одного из выбранных способов, например, работа с больным по определенной выбранной схеме. В данном случае перед человеком ставится некая задача, например, нарисовать рисунок либо сделать поделку по определенному шаблону и на заданную тематику.

Еще одним способом арт-лечения можно назвать общение на свободную тему, когда пациент сам определяет материал, сюжет и инструменты самовыражения. В конце такого общения врач оценивает критерии выбора и манеру выполнения.

Наиболее эффективными техниками арт-лечения в случае со взрослыми, когда пациенты могут практиковать упражнения самостоятельно являются:

  1. Работа с так называемым творческим мусором, когда из вещей, вызывающих негативные эмоции, составляется определенная композиция.
  2. Сказка, написанная о каком-то герое самим пациентом. Тут пациент сам определяет характер, образ жизни, время и место действия героя.
  3. Для того чтобы справиться с внутренними страхами, комплексами и агрессией, можно вылепить и уничтожить физически этих монстров внутри себя.

Причины депрессивного состояния у пожилых

Пожилой возраст человека неизменно связан с развитием и обострением других заболеваний, потерей былой активности и тонуса. В связи с этим многие люди в возрасте вынуждены регулярно принимать медикаменты. Как правило, после 65 лет более 95% людей принимают хотя бы по 1 медикаменту, около 40% — более 5, 10% — более 10. Наличие нескольких хронических заболеваний ведёт к необходимости приёма большого количества лекарственных средств.

Зачастую лекарственные препараты не оказывают должного эффекта. Это связано с несколькими причинами:

  • истощение физиологических ресурсов пожилых людей;
  • в связи с возрастными изменениями фармакологические свойства препаратов оказываются недостаточно эффективными, препараты не решают в должной мере поставленных задач;
  • из-за высокой стоимости лекарственных средств пожилые люди не всегда могут приобрести необходимые препараты.

Чтобы оптимизировать приём средств в пожилом возрасте, важно принимать их по назначению врача и избегать побочных эффектов.

Для любого человека крайне важно заниматься каким-либо видом деятельности. Особую актуальность данный вопрос имеет в отношении новоявленных пенсионеров. Из-за тотального безделья, которое свалилось им на голову, пожилые люди совершают странные попытки стать нужными. Они пытаются активно участвовать в жизни каждого члена семьи, что может серьезно раздражать и вызывать негативную реакцию домочадцев.

Здоровая психика человека имеет определенную потребность в самозанятости. Когда человек долгое время ничего не делает, он теряет смысл жизни. Ясное дело, появляются негативные состояния психики. Подобные ситуации хорошо отражают каждодневные реалии пожилых людей. Без привычной трудовой деятельности происходит затухание интересов старика. Его перестают радовать даже те увлечения, которые когда-то приносили большую радость.

В этом случае арт-терапия дарит силы и желание жить дальше. Это возможность с пользой проводить свое свободное время, появившееся после выхода на пенсию, не забивать голову плохими мыслями, а также сохранять интеллектуальную и физическую форму.

Такая практика активно применяется в европейских странах. Там для людей преклонного возраста организуют специальные школы и кружки для творчества.

В данном случае пенсионеров учат:

  1. Рукоделие — позволяет тренировать мелкую моторику и поддерживать деятельность мозга.
  2. Пение — прекрасно тренирует память, улучшает работу дыхательного аппарата и поднимает настроение.
  3. Рисованию — помогает побороть стресс, успокоить нервы и избавляет от переживаний. В случае, как и с рукоделием, рисование тренирует мелкую моторику и развивает память.
  4. Танцы — улучшают настроение и позволяют поддерживать физическую форму.

Пожилые люди после выхода на пенсию теряют смысл жизни: работать уже нельзя, а свободного времени появляется много. В результате каждый второй из них способен впасть в депрессию, вследствие чего развиваются психологические заболевания, присущие людям преклонного возраста. Чтобы не допустить подобного, врачами рекомендуется арт-терапия для пожилых людей.

В Европе популярны кружки для пожилых людей, которые были созданы с целью объединения одиноких пожилых людей. Через совместное взаимодействие в процессе творчества происходит положительная динамика психологического состояния стариков.

-пение (улучшает память и укрепляет дыхательную систему);

-лепка из глины, пластилина или теста (полезна для внимания);

-рукоделие: бисероплетение, вышивание, макраме, шитье, скрапбукинг (улучшает память);

-рисование (развивает мелкую моторику);

-танцы (становится лучше чувство равновесия, что предотвращает дальнейшие сильные падения).

Занимаются с пенсионерами волонтеры или специально обученные люди. Занятия чаще всего проходят на свежем воздухе – в парке или на берегу реки.

Отзывы

Гульнара, 39 лет, г. Уфа: «Для арт-терапии нет необходимости в обязательном присутствии специалиста. Она является прекрасным способом поднять настроение. Мне очень нравится рисовать.»

Елена, 48 лет, г. Новокузнецк. «Рисование мандал стало для меня способом достичь гармонии и спокойствия. К тому же, такое занятие не требует каких-то существенных затрат либо особых навыков».

Владимир, 43 года, Подольск. «Резьба по дереву стала для меня отдушиной. В фигурах я выражаю свое состояние. Набралась уже целая коллекция — много веселых человечков, но есть и страшные маски. Арт-терапия может стать для каждого человека вне зависимости от того, к какой возрастной группе он относится, способом сохранить либо развить физическую активность, обеспечить состояние душевного комфорта и покоя.»

Особенности арт-терапии психология

Есть ли какие-нибудь
надежды на будущее? На следующую неделю?
Следующий год?

Что Вы думаете
о будущем? Есть ли какой-то выход из
этого по­ложения?

Кто мог бы оказать
Вам поддержку? Обращались ли Вы к
психологу, психотерапевту?

Важно
определить также, есть ли у клиента
модель суицидального по­ведения. Риск
возрастает в том случае, если в его семье
или близком окруже­нии бывали случаи
суицида как способ прекращения страдания.
Это упроща­ет принятие такой возможности
решения проблем.

Как
показала практика, оценка летальности
мо­жет быть полезной для вмешательства
во время суицидальной угрозы.

Когда
о намерении совершить самоубийство
сообщают по телефону, на ответ
консультанта-профессионала и его умение
справиться с угрозой суицида могут
влиять различные факторы. Различают
несколько типов суи­цидальных
клиентов. У человека может быть или
отсутствовать серьезный риск суицида;
возможное знакомство с одним из
консультантов;

Оценка
летальности
— это попытка предсказать вероятность
суицида. Оценка производится путем
непосредственного общения и постановки
пе­ред клиентом конкретных вопросов
для определения намерений. Вот неко­торые
отправные точки.

План.
Очень важно выяснить имеет ли индивид
план совершения самоубийства, и если
да, то в чем он состоит. (Например: «Есть
ли у Вас план действий? Как Вы собираетесь
убить себя?»). Уважительное отноше­ние
к этому плану позволит выяснить, какой
уровень летальности имеет выбранный
способ, высокий или низкий.

art-terapiya-kartina-chelovek-Therapy-

Далее вы
можете определить, имеет ли индивид
доступ к материалам, необходимым для
выполнения этого плана. Например, если
он сказал, что собирается застрелить
себя, то есть ли у него ружье и
соответствующие принадлежности. Обратите
вни­мание на то, разработаны ли детали
этого плана. Можно, например, задать
вопрос, когда и где он планирует это
сделать.

История
суицидальных попыток.
Можно задать вопрос клиенту, пытался
ли он прежде совершить самоубийство.
Какой использовал для этого способ? Как
часты в прошлом были эти попытки? Чем
чаще попытки суицида, тем вероятнее
успешный исход.

Ресурсы.
Важно оценить внешние и внутренние
ресурсы индивида. При рассмотрении
внутренних ресурсов постарайтесь найти
в прошлом случаи, когда индивид успешно
справлялся со стрессами и разочарования­ми.
Для оценки внешних ресурсов, узнайте,
есть ли у него надежные дру­зья;
доступна ли помощь других социальных
служб, таких как рабочий коллектив или
церковь.

Изоляция.
Под изоляцией мы можем понимать либо
физическое, либо эмоциональное
одиночество. Чувствует ли себя человек
изолирован­ным или одиноким?
Действительно ли он живет сам по себе?
Будет ли его одиночество достаточно
долгим для того, чтобы разработать план?

Причины
стресса.
Переживал ли индивид в последнее время
повы­шенный стресс, например: физическое
одиночество, хроническую боль или
дискомфорт, эмоциональное одиночество,
такое, как депрессия, утраты (реальные
или воспринимаемые), проблемы в семье
или на работе, зло­употребления
наркотиками или алкоголем?

sostoyanie-stressa-i-depressii

Практический
опыт показывает, что приоритетным в
работе с настроенным суицидально
клиентом явля­ется умение как можно
дольше поддерживать разговор, поскольку
это раз­вивает взаимоотношение между
клиентом и консультантом.

Стратегии,
направленные на снижение риска суицида
при общении с клиентом

Многими
профессионалами в этой области разработаны
стратегии, направленные на снижение
риска суицида при общении с клиентом
лицом к лицу. Наиболее подхо­дящими
для работы на кризисной телефонной
линии считаются стратегии, приведенные
ниже.

Поправка
на вентиляцию чувств.
Консультанту следует позволить клиенту
высказаться. Для того чтобы удержать
его на проводе и не оборвать ту ниточку,
которая еще связывает его с жизнью,
необходимо принять злость и манипулятивные
действия с его стороны.

Гарантия.
Если клиент заявляет, что никто не в
состоянии помочь ему, психолог должен
заверить последнего, что заинтересован
в продолжении разговора.

Подкрепление
позитивных настроений.
Если абонент упомянул о каких-либо своих
позитивных действиях или окрыленных
надеждой мыс­лях, консультант помогает
ему осознать их.

Избегайте
отражения чувств.

Предоставьте
альтернативный способ выражения чувств.
Эта стратегия предполагает помощь в
идентификации поступков, которые кли­ент
мог бы совершить вместо попытки
самоубийства. Например: «Вы очень
правильно поступили, позвонив сюда.
Вместе мы можем обсудить, что бы такое
полезное вы могли сделать в данной
ситуации».

Важно
обсудить условия
«Контракта о несовершении самоубийства».
«Я никогда не убью себя, случайно или
умышленно, вне зависимости от того, что
произойдет», — если человек сможет
уверенно сделать подобное заявление —
риск совершения суицида уменьшится.
Однако, если клиент, во-первых, отказывается
заключить контракт;

При
оказании психологической помощи
консультанту важно помнить, что истинное
внимание к человеку может быть передано
интонациями, слушанием, вопросами,
предложением подходящих альтернатив
и доверием на протяжении всей беседы.
Однако окончательное решение и способность
контролировать это решение остаются
за абонентом. Консультант может вмешаться
и его действия могут быть успешными
только в том случае, если клиент
восприимчив к сотрудничеству.

Существуют
стратегии, направленные на преодоление
беспокойства или негативных чувств
консультантов, связанных с суицидальными
звонками. Помочь специалисту может
групповая
поддержка (коллеги по работе) и совместное
рассмотрение с коллегами конкретных
случаев, при котором подчеркивается,
что было сделано правильно, и рассматриваются
альтернативные стратегии, которые в
следующий раз могут оказаться более
успешными.

Представленный
перечень всего лишь каркас, на который
каждый консультант сможет нанизать
свое умение управлять суицидальными
звонками.

Специфика
работы отделения с гражданами пожилого
возраста

• особенности
их психологии;

• владеть
коммуникативными навыками и этикетом
общения с клиентами «третьего возраста»;

• иметь
личные качества и компетентность,
способствующие формированию устойчивой,
оптимистической, жизнеутверждающей
позиции пожилого человека по отношению
к себе, своему возрасту, окружающему
миру.

Социально-психологические
особенности пожилых людей.

В
интеллектуальной сфере
— появляются трудности в приобретении
новых представлений и приспособлений
к непредвиденным обстоятельствам.
Такими трудностями могут оказаться
самые разные обстоятельства, в том числе
и те, которые легко преодолевались в
молодые годы. Но иногда впечатление об
ослаблении умственных способностей
пожилого человека бывает ошибочным.

Например, время между заданным старику
вопросом и его ответом может быть более
длительным, в связи с чем кажется, что
психические процессы у пожилого человека
протекают более медленно и для оценки
ситуации ему требуется больше времени.
А на самом деле подобные явления очень
часто возникают из-за нарушения органов
слуха, которые пожилой человек может
стараться скрывать.

В
эмоциональной сфере
— постепенное ослабление контролирующей
и тормозной функции коры головного
мозга влечет за собой проявление
некоторых черт характера и темперамента,
которые в молодые годы в какой-то мере,
держались в «узде» и маскировались, а
к старости стали более заметными. Так,
поведение становится более агрессивным,
или напротив, появляется склонность к
грусти, сожалению, слезливости. Поводом
для таких реакций может стать старый
кинофильм, утерянная старая вещь,
ситуация, напомнившая события молодости.

В
моральной сфере
— отказ от адаптации к новым нормам,
ценностям, манерам поведения может
привести к конфликтам пожилого человека
с окружающими, замыканию в своем мире.

Можно
выделить две характерные черты стиля
жизни пожилых и престарелых людей:
гипертрофированность событий и
своеобразное ощущение времени.

  • танцевальные группы
  • занятия по вокалу
  • литературные кружки
  • декоративно-прикладное творчество
  • живопись
  • фотография
  • театральное искусство и тд

Арт-терапия: книги

Понять тонкости арт-терапии невозможно без прочтения специальной литературы. Арт-терапия – мощное средство, воздействующее на психику человека, поэтому к применению арт-терапии необходимо подходить с  осторожностью и внимательностью. Неправильное применение психологических приемов способно нанести вред здоровью. Для полного и подробного изучения возможностей арт-терапии можно приобрести специальные издания или найти их в «Интернете».

1) Книги, описывающие непосредственно сам процесс творчества. В них содержится описание различных видов творчества и их влияние на организм конкретного человека в зависимости от пола, возраста и психологического состояния. Можно самостоятельно определить метод арт-терапии, который подойдет конкретному человеку.

2) Научные книги, описывающие арт-терапию как направление в психологии. Они больше подойдут для психологов и лиц, педагогов и иных людей, применяющих данное направление в своей работе. В этих трудах можно ознакомиться с данными научных исследований, статистической информацией, а также более углублено изучить воздействие творческого процесса на организм человека.

Art-Therapiya

Оба эти направления книг по арт-терапии будут полезны для людей разных профессий и возрастов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про пансионаты